+7 (925) 943-23-64

Вариатор 01J для Audi: подробный обзор CVT

Бесступенчатая трансмиссия 01J под маркой Multitronic использовалась в автомобилях Audi. Агрегат поддерживал ручное переключение и мог работать с двигателями, развивающими крутящий момент более 300 Н*м.

Существовало несколько типов вариаторов с унифицированными механическими деталями, рассчитанными на разные двигатели и автомобили.

Вариатор 01J CVT: общий обзор

Использование цепей в конструкции вариатора Audi позволило уменьшить размеры шкива при одновременном увеличении диапазона передаточных чисел. Тяговая цепь повышает эффективность и рассчитана на высокий крутящий момент.

Передача мощности достигалась путем соединения составного вала из звеньев (иногда называемых штифтами), плотно затянутых шкивами. Используя ось в качестве силового элемента, теперь можно уменьшить радиус качения. Цепь асимметричных звеньев обеспечила снижение уровня шума во время работы.

Вариатор устанавливался на автомобили Audi, оснащенные двигателями V-6 с искровым зажиганием или рядными четырехцилиндровыми двигателями. В зависимости от типа двигателя и особенностей конструкции вариаторы имели дополнительные буквенные коды.

Разработкой 01J занималась компания LuK GmbH&Co в сотрудничестве со специалистами Audi, что позволило адаптировать коробку к дизайну автомобилей немецкой марки.

Принцип взаимодействия вала звена цепи и конической поверхности шкива

Устройство и принцип действия

Агрегат Multitronic VL 300 или 01J оснащен двумя валами с дисками с коническими рабочими поверхностями, между которыми размещена цепь вариатора. Поскольку положение конических дисков изменяется синхронно, диаметр и передаточное число ведущего и ведомого шкивов изменяются плавно.

Крутящий момент от двигателя с демпфированным маховиком или двухмассовым маховиком (для 6- и 4-цилиндровых двигателей соответственно) передается на планетарную коробку передач с помощью многодискового сцепления.

В конструкции вариатора 01J предусмотрены отдельные сцепления для движения вперед и назад. Поток мощности проходит через промежуточную зубчатую пару к ведущему конусу и тяговой цепью передается на ведомый конус. Конструкция 01J включает главную пару и дифференциал конического типа. Гидравлическая система управления с электронным блоком управления двигателем с памятью для записи кодов ошибок.

Давление создается насосом с приводом от двигателя, прикрепленным к корпусу клапана. Сливной насос служит для подачи масла под низким давлением в контур охлаждения сцепления.

Вариатор 01J оснащен внешним теплообменником для понижения температуры масла. Коробка имеет картер с двумя системами смазки. Одна полость заполнена маслом для работы вариатора, а вторая полость содержит масло для смазки главной пары и дифференциала.

CVT 01J для Audi: Подробный обзор вариатора

Вариатор CVT01J

Схема и технические характеристики

Ниже представлена ​​принципиальная схема вариатора 01J для переднеприводных автомобилей. Полуось привода колес прикреплена к выходному валу главной пары.

заявленный заводом ресурс — 300 000 км. При соблюдении правил эксплуатации и регулярном обслуживании цепь может не выдержать более 150 000 км.

Ранние модификации 01J не отличались особой долговечностью. Произошел сбой в гидроблоке и через 80 000-100 000 км агрегат вышел из строя.

CVT 01J для Audi: Подробный обзор вариатора

Принципиальная схема 01J

Технические характеристики 01J:

  • Допустимый крутящий момент трансмиссии – макс. 310 Н*м;
  • Диапазон передаточных чисел – от 2,4 до 0,4;
  • Количество фиксированных передач переднего хода – 6;
  • Общий объем гидросистемы – 7,5 литров;
  • заряженный вариатор весит примерно 88 кг.

На какие авто ставился вариатор

Цепной вариатор 01J устанавливался на следующие автомобили:

  1. Audi A4 с кузовом B6 (выпускались с 2000 по 2006 год).
  2. Audi A6 с кузовами C5 и C6 (2000–2004 и 2004–2008 гг выпуска соответственно).
  3. Audi A8 в кузове D3 (с 2002 по 2007 гг.).

CVT 01J для Audi: Подробный обзор вариатора

Ауди А4

CVT 01J для Audi: Подробный обзор вариатора

Ауди А6

CVT 01J для Audi: Подробный обзор вариатора

Ауди А8

Техническое обслуживание

Вариатор 01J заправлен маслом, одобренным G052180A2, и рассчитан на 40-60 000 км. Для коробки дифференциала использовалось масло G052190A2. Оно имеет характеристики, отличные от гидравлического масла.

Данная конструкция включала фильтр грубой очистки, размещенный на линии подачи масла к теплообменнику. Фильтр тонкой очистки расположен внутри картера 01J и рассчитан на весь срок службы вариатора.

CVT 01J для Audi: Подробный обзор вариатора

G052180A2

CVT 01J для Audi: Подробный обзор вариатора

Масляный фильтр вариатора

CVT 01J для Audi: Подробный обзор вариатора

Масляный фильтр вариатора

Перед заменой масло подогревается до +35⁰…+45⁰С (контролируется с помощью диагностического оборудования), после чего отработанная жидкость сливается через отверстие в поддоне и закрывается пробкой.

доливайте новое масло через боковое отверстие до появления утечки. Запустите двигатель, переведите селектор во все положения и увеличьте частоту вращения вала до 3000 об/мин. Доведите жидкость до температуры +35⁰…+45⁰С и открутите заливную пробку. При нормальном уровне масло вытекает из отверстий отдельными каплями.

Ремонт АКПП CVT 01J

Ремонт 01J в гараже представляет собой множество проблем. Мастер должен иметь навыки обращения с вариатором. Для установки многих деталей требуются специальные инструменты. При неправильной сборке может произойти необратимое повреждение конуса, требующее повторного ремонта или разборки для покупки вариатора 01J.

Проще обратиться в сервис, который проведет диагностику, создаст дефектную ведомость, закажет запчасти и оценит стоимость ремонта. В большинстве случаев замене подлежат сцепление (комплект дисков 01J/0AW сцепления переднего хода вариатора Audi), сальник вала и блок диагностики и управления.

Проблемы с контроллером были обычным явлением для вариаторов ранних выпусков, но в 2003 году конструкция ЭБУ была улучшена.

CVT 01J для Audi: Подробный обзор вариатора

фрикционный диск

Недостатки, поломки и проблемы автоматической коробки переключения передач

Основные проблемы, с которыми сталкиваются владельцы автомобилей Audi, оснащенных вариатором 01J:

Рабочая поверхность пальца изнашивается, в конусе образуются канавки, вызывающие проскальзывание цепи и сильное загрязнение масла стружкой. Загрязнение каналов и остановка нагнетательного насоса вызывают перегрев многодисковой муфты. Выход из строя контроллера из-за перегрева (электронный блок плавает в масляной ванне, температура достигает +110⁰С).

Обязательно посмотрите наш подробный видеообзор проблем и неисправностей вариатора 01J.

Руководство по ремонту

При разборке используйте руководство, созданное для дилеров Audi. Для скачивания вы можете скачать инструкцию здесь.

Вариатор 01J был попыткой завода Audi создать коробку передач, способную конкурировать с автоматическими коробками передач, появившимися только в начале 2000-х годов. Преселективный робот DSG. Позже в серию был введен вариатор 0AW, который оказался надежнее своего предшественника. Коробка передач 01J обеспечивает плавное переключение передач и не доставит проблем при регулярном обслуживании.

Можно ли отремонтировать вариатор в СТО? Или не стоит рисковать и проще съездить на заправку. Поделитесь своим мнением в комментариях. Пожалуйста, сохраните статью к себе в закладки, чтобы не потерять полезную информацию по эксплуатации и обслуживанию 01J.

Отзывы о нас

Для предоставления услуг на самом высоком уровне наш веб-сайт использует файлы cookie. В любое время вы можете изменить настройки в браузере. Более подробную информацию вы найдете во вкладке Политика конфиденциальности.
Начните вводить текст, чтобы увидеть сообщения, которые вы ищете.

Записаться на ремонт

Нажимая кнопку «Записаться», вы даете согласие на обработку персональных данных