GM 3L30 — АКПП с тремя передачами. Выпускалась в период 1969-2000 гг. Ранее известна как ТН 180. Устанавливалась на машины General Motors с задним/полным приводом, оборудованные моторами объемом до 3 л. Известна по установке на некоторые авто LADA.
Владельцы авто с такой трансмиссией должны знать ее параметры, устройство и принцип работы, модификации и особенности обслуживания.
Технические характеристики GM 3L30
Коробка передач GM 3L30 (ранее TH 180) имеет следующие параметры:
- вид — гидравлический автомат;
- число скоростей — 3;
- вид привода автомобилей — заднеприводные, полноприводные;
- литраж мотора — до 3 л;
- максимальный крутящий момент — 220 Н*м.
Устройство и принцип работы
GM 3L30 — популярная коробка передач, которая выпускалась более 30 лет и ставилась на автомобилях Лада, Пежо, Опель и других.
Трансмиссия надежна, благодаря отсутствию сложной электроники. Механическая часть не доставляет трудностей и может долго работать при правильном обслуживании.
Первоначально на АКПП не было гидротрансформатора, но в 80-х годах после очередной модернизации он появился. Внесенные изменения сделали переключения более мягкими, а передачи длиннее. Трансмиссия стала неприхотлива к заливаемому маслу и могла долго работать без замены смазки.
Конструктивно 3L30 состоит из:
- гидроблока;
- вакуумного модулятора;
- привода селектора;
- соленоида блокировки;
- поршня тормозной ленты.
Также имеется масляный насос с пластиной, сцепление, сепаратор обгонной муфты, тормозной барабан и центробежный регулятор.
Принцип действия гидроавтомата 3L30 стандартный. Коробка передач запускается вместе с двигателем. Масляный насос создает необходимое давление в корпусе, а при поступлении смазки происходит раскрутка гидравлического автомата до скорости коленвала.
При нажатии на газ масло идет к турбине, вращает ее, после чего происходит ускорение насосного колеса. Во время работы блок управления считывает данные, контролирует скорость и нагрузку.
АКПП GM 3L30
Передаточное число
При покупке автомобиля нужно учесть передаточные числа трансмиссии 3L30. Они могут отличаться в зависимости от марки/модели транспортного средства. Приведем параметры для Шевроле Тракер 1998 года выпуска:
- главная — 4.3;
- первая — 2.4;
- вторая — 1.48;
- третья — 1.04
- задняя — 1.92.
Шевроле Тракер 1998 года выпуска
Схема автоматической коробки передач
Для наглядности приведем схему трансмиссии с основными узлами.
Схема АКПП GM 3L30
Модификации
За время выпуска автоматическая коробка передач несколько раз модифицировалась. Первоначально она называлась 3L30. Впоследствии разработчики добавили электронное управление в гидравлический блок и переименовали в 3L30E.
В России новая КПП редкое явление и попадается только на Suzuki Sidekick.
Suzuki Sidekick
На какие авто ставилась коробка 3L30
За время выпуска трансмиссия GL 3L30 устанавливалась на многие автомобили. Для наглядности сведем марки/модели и года выпуска в таблицу.
Марка | Модель | Годы выпуска |
Chevrolet | Tracker | 1989-1998 |
LADA | Riva | 1980-2000 |
Jeep | Cherokee | 1980-1992 |
Peugeot | 604 | 1977-1979 |
Suzuki | Vitara 1G | 1988-1998 |
Rover | SD1 | 1976-1986 |
Dodge | Caravan | 1985-1995 |
Jeep Cherokee
Rover SD1
Кроме указанных автомобилей, АКПП встречалась на Chevrolet Niva, Suzuki Escudo 1G, Opel Rekord E2 1 8S 1984 года и других авто.
Плюсы и минусы
Ориентировочный срок службы АКПП 3L30 — 400 000 км. Он зависит от режима эксплуатации, своевременности замены масла и ремонта, качества применяемых запчастей.
Для продления ресурса важно избегать буксировки и прогревать трансмиссию зимой. Обязательно делать плановый ремонт, защищающий от преждевременного износа «железа», гидравлического блока и насоса.
Преимущества:простота конструкции;надежность механических элементов;универсальность;доступность запчастей для ремонта;возможность самостоятельной эксплуатации.Недостатки:3 скорости;риск появления проблем при несвоевременной замене масла;при серьезной поломке проще заменить коробку передач, чем отремонтировать.
Порядок техобслуживания 3l30
Эксплуатация машины с АКПП 3L30 (TH180) подразумевает своевременное техническое обслуживание, проверку и замену масла. От этого зависит исправность, качество работы и срок службы трансмиссии.
Какое масло заливают
Коробка передач неприхотлива к рабочей жидкости, принимает любой продукт стандарта Dextron III и выше. Для полной замены требуется около 5.7 л, а для частичной — 2.7-3.0 л.
Рекомендуемая периодичность обновления смазки — раз в 75 000 км.
Castrol Transmax Dextron 3
ZIC DEXRON®-VI
Mobil ATF DEXRON VI
Проверка уровня, состояния масла
Контроль уровня масла проходит в несколько этапов:
- Прогрев двигателя перед проверкой.
- Установка машины на ровной поверхности.
- Открытие капота, поиск щупа в АКПП и его изъятие.
- Контроль положения на прогретом двигателе — в пределах HOT.
Потемнение масла и появление грязных примесей в трансмиссии 3L30 свидетельствует о необходимости частичного или полного обновления смазки.
АТФ с примесью грязи и металлической стружки
Замена масла
Через 75 000 км или ранее трансмиссионная жидкость меняется на новое масло. Алгоритм такой:
- Прогрев двигателя и АКПП 3L30 до рабочей температуры.
- Установка авто на яму или использование подъемника.
- Выкручивание пробки и ожидание слива масла.
- Снятие и чистка поддона, установка на место.
- Закручивание сливной пробки и заливка нового масла.
- Небольшая поездка, проверка уровня и долив трансмиссионной жидкости.
Основные поломки
Несмотря на надежность, при эксплуатации авто с АКПП 3L30 возможны трудности с переключением и неисправности ряда узлов. Рассмотрим их подробнее.
Проблемы с масляным насосом
Появление вибраций при движении или изменении передач свидетельствует о проблемах с масляным насосом. Возможные причины:
износ втулки; неисправности клапана и оси; длительный отказ от ремонта.
Установка нового масляного насоса входит в состав капремонта. Параллельно проверяется другое «железо», устанавливаются новые расходные материалы и чистится гидроблок АКПП 3L30. Для продления срока службы помпы рекомендуется менять втулки при каждом открытии трансмиссии или при первых симптомах поломки.
Масляный насос и втулка
Неисправности гидротрансформатора
На версиях КПП, которые выпускались в конце 80-х годов, установлен гидравлический трансформатор. Применение низкокачественного масла приводит к его износу и повреждению фрикционов. Имеют место и другие проблемы: повреждение расходных материалов и истирание тефлоновых колец.
Очистка гидротрансформатора проводится раз в 100 000 км. Для работы применяется ремонтный комплект. Параллельно обрабатывается система охлаждения, осматриваются и меняются поврежденные узлы.
Гидротрансформатор
Проблемы железа
При эксплуатации АКПП 3L30 возможны проблемы «железа». К 200 000 км требуется замена подшипников, приводных валов и солнечных шестерней. Одновременно с ними меняется барабан сцепления и тормозная лента.
Для работы рекомендуется применять оригинальные детали. В целях экономии допускается установка б/у запчастей при условии, что они исправны и имеют небольшой износ. Своевременная переборка «железа» позволяет избежать серьезных поломок, капитального ремонта и замены гидравлического блока.
Барабан
Ремонт 3l30 в СТО
При выявлении неисправностей с АКПП 3L30, лучше обратиться на СТО. Мастер проводит диагностику, снимает трансмиссию, выполняет дефектовку и определяет неисправные элементы.
Итоговая стоимость ремонта зависит от ряда факторов:
- своевременность обслуживания;
- сложность;
- необходимость замены запчастей (купить детали можно заранее);
- цена деталей: новые или б/у, оригинальные или аналог;
- требование диагностики и сброса ошибок;
- ценовая политика СТО.
Точная стоимость озвучивается по факту диагностики, разборки и дефектовки деталей. После согласования цены с владельцем мастер приступает к работе.
Ремонт своими руками
Самостоятельный ремонт АКПП 3L30 требует подготовки, наличия под рукой инструмента, расходных материалов и запчастей для замены. При отсутствии опыта лучше не рисковать и доверить работу мастеру на СТО. Известны случаи, когда ошибки новичков приводили к необходимости капитального ремонта или замены трансмиссии.
Инструменты, расходники
Для восстановления трансмиссии 3L30 необходим следующий инструмент:
- ремонтный набор для 3-скоростной АКПП;
- комплекты для обслуживания сцепления;
- проставки для регулировки коробки передач;
- специальные ключи;
- набор для замены масла и промывки 3L30;
- прочие инструменты и приспособления.
В зависимости от типа неисправности, могут потребоваться запчасти для замены:
- фильтр — №202010;
- ремонтный комплект прокладок и сальников — №202002;
- тормозная лента — №203026;
- набор MasterKit — №202007;
- прокладка поддона — №05258156, №90064106, №14050668;
- прочие элементы в зависимости от поломки 3L30.
Фильтр АКПП
Сальник АКПП
Тормозная лента АКПП
Пошаговая инструкция
Ремонт АКПП 3L30 проводится в несколько этапов:
- Диагностика и считывание ошибок с помощью ноутбука и специального ПО. Может потребоваться тест-драйв.
- Снятие, разборка и дефектовка АКПП.
- Устранение неисправностей путем ремонта и замены вышедших из строя деталей.
- Сборка и заливка нового масла.
- Диагностика с помощью ноутбука и ПО, проверка в движении.
Раз в 100 000 км рекомендуется замена прокладок, втулок, очистка охлаждения расходных элементов в гидравлическом трансформаторе. Через 300 000 проводится капремонт с демонтажем АКПП 3L30 с машины, дефектовкой, переборкой «железа» и очисткой гидроблока.
В комментариях расскажите об опыте эксплуатации авто с трансмиссией 3L30, возникающих неисправностях и способах их устранения. Сохраните материал в закладки, чтобы быстро получить доступ к инструкции и схеме АКПП.