+7 (925) 943-23-64

Трехступенчатая АКПП GM 3L30: технические параметры и надежность, ремонт и обслуживание своими силами

GM 3L30 — АКПП с тремя передачами. Выпускалась в период 1969-2000 гг. Ранее известна как ТН 180. Устанавливалась на машины General Motors с задним/полным приводом, оборудованные моторами объемом до 3 л. Известна по установке на некоторые авто LADA.

Владельцы авто с такой трансмиссией должны знать ее параметры, устройство и принцип работы, модификации и особенности обслуживания.

Технические характеристики GM 3L30

Коробка передач GM 3L30 (ранее TH 180) имеет следующие параметры:

  • вид — гидравлический автомат;
  • число скоростей — 3;
  • вид привода автомобилей — заднеприводные, полноприводные;
  • литраж мотора — до 3 л;
  • максимальный крутящий момент — 220 Н*м.

Устройство и принцип работы

GM 3L30 — популярная коробка передач, которая выпускалась более 30 лет и ставилась на автомобилях Лада, Пежо, Опель и других.

Трансмиссия надежна, благодаря отсутствию сложной электроники. Механическая часть не доставляет трудностей и может долго работать при правильном обслуживании.

Первоначально на АКПП не было гидротрансформатора, но в 80-х годах после очередной модернизации он появился. Внесенные изменения сделали переключения более мягкими, а передачи длиннее. Трансмиссия стала неприхотлива к заливаемому маслу и могла долго работать без замены смазки.

Конструктивно 3L30 состоит из:

  • гидроблока;
  • вакуумного модулятора;
  • привода селектора;
  • соленоида блокировки;
  • поршня тормозной ленты.

Также имеется масляный насос с пластиной, сцепление, сепаратор обгонной муфты, тормозной барабан и центробежный регулятор.

Принцип действия гидроавтомата 3L30 стандартный. Коробка передач запускается вместе с двигателем. Масляный насос создает необходимое давление в корпусе, а при поступлении смазки происходит раскрутка гидравлического автомата до скорости коленвала.

При нажатии на газ масло идет к турбине, вращает ее, после чего происходит ускорение насосного колеса. Во время работы блок управления считывает данные, контролирует скорость и нагрузку.

АКПП GM 3L30

Передаточное число

При покупке автомобиля нужно учесть передаточные числа трансмиссии 3L30. Они могут отличаться в зависимости от марки/модели транспортного средства. Приведем параметры для Шевроле Тракер 1998 года выпуска:

  • главная — 4.3;
  • первая — 2.4;
  • вторая — 1.48;
  • третья — 1.04
  • задняя — 1.92.

Трехступенчатая АКПП GM 3L30: технические параметры и надежность, ремонт и обслуживание своими силами

Шевроле Тракер 1998 года выпуска

Схема автоматической коробки передач

Для наглядности приведем схему трансмиссии с основными узлами.

Трехступенчатая АКПП GM 3L30: технические параметры и надежность, ремонт и обслуживание своими силами

Схема АКПП GM 3L30

Модификации

За время выпуска автоматическая коробка передач несколько раз модифицировалась. Первоначально она называлась 3L30. Впоследствии разработчики добавили электронное управление в гидравлический блок и переименовали в 3L30E.

В России новая КПП редкое явление и попадается только на Suzuki Sidekick.

Трехступенчатая АКПП GM 3L30: технические параметры и надежность, ремонт и обслуживание своими силами

Suzuki Sidekick

На какие авто ставилась коробка 3L30

За время выпуска трансмиссия GL 3L30 устанавливалась на многие автомобили. Для наглядности сведем марки/модели и года выпуска в таблицу.

Марка Модель Годы выпуска
Chevrolet Tracker 1989-1998
LADA Riva 1980-2000
Jeep Cherokee 1980-1992
Peugeot 604 1977-1979
Suzuki Vitara 1G 1988-1998
Rover SD1 1976-1986
Dodge Caravan 1985-1995

Трехступенчатая АКПП GM 3L30: технические параметры и надежность, ремонт и обслуживание своими силами

Jeep Cherokee

Трехступенчатая АКПП GM 3L30: технические параметры и надежность, ремонт и обслуживание своими силами

Rover SD1

Кроме указанных автомобилей, АКПП встречалась на Chevrolet Niva, Suzuki Escudo 1G, Opel Rekord E2 1 8S 1984 года и других авто.

Плюсы и минусы

Ориентировочный срок службы АКПП 3L30 — 400 000 км. Он зависит от режима эксплуатации, своевременности замены масла и ремонта, качества применяемых запчастей.

Для продления ресурса важно избегать буксировки и прогревать трансмиссию зимой. Обязательно делать плановый ремонт, защищающий от преждевременного износа «железа», гидравлического блока и насоса.

Преимущества:простота конструкции;надежность механических элементов;универсальность;доступность запчастей для ремонта;возможность самостоятельной эксплуатации.Недостатки:3 скорости;риск появления проблем при несвоевременной замене масла;при серьезной поломке проще заменить коробку передач, чем отремонтировать.

Порядок техобслуживания 3l30

Эксплуатация машины с АКПП 3L30 (TH180) подразумевает своевременное техническое обслуживание, проверку и замену масла. От этого зависит исправность, качество работы и срок службы трансмиссии.

Какое масло заливают

Коробка передач неприхотлива к рабочей жидкости, принимает любой продукт стандарта Dextron III и выше. Для полной замены требуется около 5.7 л, а для частичной — 2.7-3.0 л.

Рекомендуемая периодичность обновления смазки — раз в 75 000 км.

Трехступенчатая АКПП GM 3L30: технические параметры и надежность, ремонт и обслуживание своими силами

Castrol Transmax Dextron 3

Трехступенчатая АКПП GM 3L30: технические параметры и надежность, ремонт и обслуживание своими силами

ZIC DEXRON®-VI

Трехступенчатая АКПП GM 3L30: технические параметры и надежность, ремонт и обслуживание своими силами

Mobil ATF DEXRON VI

Проверка уровня, состояния масла

Контроль уровня масла проходит в несколько этапов:

  1. Прогрев двигателя перед проверкой.
  2. Установка машины на ровной поверхности.
  3. Открытие капота, поиск щупа в АКПП и его изъятие.
  4. Контроль положения на прогретом двигателе — в пределах HOT.

Потемнение масла и появление грязных примесей в трансмиссии 3L30 свидетельствует о необходимости частичного или полного обновления смазки.

Трехступенчатая АКПП GM 3L30: технические параметры и надежность, ремонт и обслуживание своими силами

АТФ с примесью грязи и металлической стружки

Замена масла

Через 75 000 км или ранее трансмиссионная жидкость меняется на новое масло. Алгоритм такой:

  1. Прогрев двигателя и АКПП 3L30 до рабочей температуры.
  2. Установка авто на яму или использование подъемника.
  3. Выкручивание пробки и ожидание слива масла.
  4. Снятие и чистка поддона, установка на место.
  5. Закручивание сливной пробки и заливка нового масла.
  6. Небольшая поездка, проверка уровня и долив трансмиссионной жидкости.

Основные поломки

Несмотря на надежность, при эксплуатации авто с АКПП 3L30 возможны трудности с переключением и неисправности ряда узлов. Рассмотрим их подробнее.

Проблемы с масляным насосом

Появление вибраций при движении или изменении передач свидетельствует о проблемах с масляным насосом. Возможные причины:

износ втулки; неисправности клапана и оси; длительный отказ от ремонта.

Установка нового масляного насоса входит в состав капремонта. Параллельно проверяется другое «железо», устанавливаются новые расходные материалы и чистится гидроблок АКПП 3L30. Для продления срока службы помпы рекомендуется менять втулки при каждом открытии трансмиссии или при первых симптомах поломки.

Трехступенчатая АКПП GM 3L30: технические параметры и надежность, ремонт и обслуживание своими силами

Масляный насос и втулка

Неисправности гидротрансформатора

На версиях КПП, которые выпускались в конце 80-х годов, установлен гидравлический трансформатор. Применение низкокачественного масла приводит к его износу и повреждению фрикционов. Имеют место и другие проблемы: повреждение расходных материалов и истирание тефлоновых колец.

Очистка гидротрансформатора проводится раз в 100 000 км. Для работы применяется ремонтный комплект. Параллельно обрабатывается система охлаждения, осматриваются и меняются поврежденные узлы.

Трехступенчатая АКПП GM 3L30: технические параметры и надежность, ремонт и обслуживание своими силами

Гидротрансформатор

Проблемы железа

При эксплуатации АКПП 3L30 возможны проблемы «железа». К 200 000 км требуется замена подшипников, приводных валов и солнечных шестерней. Одновременно с ними меняется барабан сцепления и тормозная лента.

Для работы рекомендуется применять оригинальные детали. В целях экономии допускается установка б/у запчастей при условии, что они исправны и имеют небольшой износ. Своевременная переборка «железа» позволяет избежать серьезных поломок, капитального ремонта и замены гидравлического блока.

Трехступенчатая АКПП GM 3L30: технические параметры и надежность, ремонт и обслуживание своими силами

Барабан

Ремонт 3l30 в СТО

При выявлении неисправностей с АКПП 3L30, лучше обратиться на СТО. Мастер проводит диагностику, снимает трансмиссию, выполняет дефектовку и определяет неисправные элементы.

Итоговая стоимость ремонта зависит от ряда факторов:

  • своевременность обслуживания;
  • сложность;
  • необходимость замены запчастей (купить детали можно заранее);
  • цена деталей: новые или б/у, оригинальные или аналог;
  • требование диагностики и сброса ошибок;
  • ценовая политика СТО.

Точная стоимость озвучивается по факту диагностики, разборки и дефектовки деталей. После согласования цены с владельцем мастер приступает к работе.

Ремонт своими руками

Самостоятельный ремонт АКПП 3L30 требует подготовки, наличия под рукой инструмента, расходных материалов и запчастей для замены. При отсутствии опыта лучше не рисковать и доверить работу мастеру на СТО. Известны случаи, когда ошибки новичков приводили к необходимости капитального ремонта или замены трансмиссии.

Инструменты, расходники

Для восстановления трансмиссии 3L30 необходим следующий инструмент:

  • ремонтный набор для 3-скоростной АКПП;
  • комплекты для обслуживания сцепления;
  • проставки для регулировки коробки передач;
  • специальные ключи;
  • набор для замены масла и промывки 3L30;
  • прочие инструменты и приспособления.

В зависимости от типа неисправности, могут потребоваться запчасти для замены:

  • фильтр — №202010;
  • ремонтный комплект прокладок и сальников — №202002;
  • тормозная лента — №203026;
  • набор MasterKit — №202007;
  • прокладка поддона — №05258156, №90064106, №14050668;
  • прочие элементы в зависимости от поломки 3L30.

Трехступенчатая АКПП GM 3L30: технические параметры и надежность, ремонт и обслуживание своими силами

Фильтр АКПП

Трехступенчатая АКПП GM 3L30: технические параметры и надежность, ремонт и обслуживание своими силами

Сальник АКПП

Трехступенчатая АКПП GM 3L30: технические параметры и надежность, ремонт и обслуживание своими силами

Тормозная лента АКПП

Пошаговая инструкция

Ремонт АКПП 3L30 проводится в несколько этапов:

  1. Диагностика и считывание ошибок с помощью ноутбука и специального ПО. Может потребоваться тест-драйв.
  2. Снятие, разборка и дефектовка АКПП.
  3. Устранение неисправностей путем ремонта и замены вышедших из строя деталей.
  4. Сборка и заливка нового масла.
  5. Диагностика с помощью ноутбука и ПО, проверка в движении.

Раз в 100 000 км рекомендуется замена прокладок, втулок, очистка охлаждения расходных элементов в гидравлическом трансформаторе. Через 300 000 проводится капремонт с демонтажем АКПП 3L30 с машины, дефектовкой, переборкой «железа» и очисткой гидроблока.

В комментариях расскажите об опыте эксплуатации авто с трансмиссией 3L30, возникающих неисправностях и способах их устранения. Сохраните материал в закладки, чтобы быстро получить доступ к инструкции и схеме АКПП.

Отзывы о нас

Для предоставления услуг на самом высоком уровне наш веб-сайт использует файлы cookie. В любое время вы можете изменить настройки в браузере. Более подробную информацию вы найдете во вкладке Политика конфиденциальности.
Начните вводить текст, чтобы увидеть сообщения, которые вы ищете.

Записаться на ремонт

Нажимая кнопку «Записаться», вы даете согласие на обработку персональных данных