+7 (925) 943-23-64

Семейство четырехступенчатых АКПП A240l: устройство и принцип работы

Автоматическая 4-ступенчатая коробка A240L – одна из представителей унифицированной линейки агрегатов, запущенных в серию в 1985 г. АКПП использовались на автомобилях марки Тойота, поставлявшихся на внутренний рынок и вывозившихся за пределы Японии (например, в США).

Трансмиссии рассчитаны на работу с бензиновыми моторами объемом не выше 1,6 л для ранних версий и до 2,0 л – для поздних.

Технические характеристики A240L

АКПП оснащена картером из легкого сплава, дифференциал и раздаточный редуктор выполнены в отдельном съемном корпусе. Коробка A240L рассчитана на поперечную установку в моторном отсеке и выдерживает входящий крутящий момент до 186 Н*м.

Агрегат поддерживает алгоритм автоматической регулировки давления жидкости в момент переключения, снижающий ударные нагрузки на трансмиссию.

АКПП A240l

Устройство и принцип работы

В основу АКПП A240L положен классический принцип работы. Маховик двигателя передает крутящий момент на гидротрансформатор, затем поток мощности преобразуется планетарными передачами с тормозами.

Для переключения используется гидравлический блок с соленоидами. В конструкции АКПП A240L могут использоваться датчики скорости и частоты вращения гидротрансформатора, необходимые для синхронизации работы трансмиссии и двигателя.

Семейство четырехступенчатых АКПП A240l: устройство и принцип работы

Устройство АКПП A240L

Передаточные числа

Передаточные числа АКПП A240L зависят от модификации. Например, коробка А140Е имеет прямую 3-ю передачу и повышающую 4-ю, позволяющую снизить расход топлива и частоту вращения коленчатого вала.

В таблице приведены передаточные соотношения для АКПП второго поколения.

Модель АКПП 1 передача 2 передача 3 передача 4 передача Реверс
A240L 3,643 2,008 1,296 0,892 2,977
A243L 4,005 2,208 1,425 0,981 3,272
A241E 3,643 2,008 1,296 0,892 2,977
A241H 3,643 2,008 1,296 0,892 2,977

Схема коробки передач

В состав кинематической схемы A240L входят:

  1. C1 – передняя муфта сцепления для соединения входного вала с передней планетарной передачи.
  2. C2 – прямая муфта сцепления для соединения входного вала с передней и задней планетарной передачей.
  3. C3 – муфта соединения.
  4. B1 – тормоз для остановки вращения передней и задней планетарной солнечной шестерни.
  5. B2 – тормоз для предотвращения вращения внешнего кольца F1 и передней/задней планетарной солнечной шестерни против часовой стрелки;
  6. B3 – тормоз для предотвращения поворота заднего планетарного механизма;
  7. B4 – тормоз для остановки вращения солнечной шестерни на пониженной передаче;
  8. F1 – муфта для остановки передней и задней планетарной передачи против часовой стрелки;
  9. F2 – односторонняя муфта сцепления;
  10. F3 – муфта для предотвращения вращения планетарной передачи на пониженной скорости по часовой стрелке.
  11. Планетарные шестерни – обеспечивают увеличение или уменьшение входной и выходной частоты вращения в соответствии с работой каждого сцепления и тормоза.

Семейство четырехступенчатых АКПП A240l: устройство и принцип работы

Схема коробки передач

Семейство АКПП и их аналоги

Обозначение АКПП стандартизовано компанией-разработчиком Aisin. Находящаяся на первой позиции литера А указывает на коробку автомат. Цифра 1 или 2 указывает на поколение.

На третьей позиции число 4, определяющее количество передач переднего хода. В состав кода входят дополнительная цифра и буква, указывающие на модель автомобиля и конструктивные особенности АКПП.

Примеры расшифровок:

  1. АКПП A140E относится к первому поколению и оснащается системой электронного контроля (литера Е). Версия A140 не дополнена блоком управления и отличается упрощенной конструкцией. Модификация A140L оборудована гидравлической системой и блокиратором гидротрансформатора.
  2. АКПП A241E соответствует второй генерации и оснащается электронным контроллером. Модификации A246E, A245E и A247E дополнены блоком управления. Отличаются картерами и конструкцией колокола. Модель A240L оснащена гидравлической системой управления. A241H рассчитана на автомобили с поперечным расположением силового агрегата и полным приводом.

При подборе АКПП учитывают год выпуска автомобиля и генерацию коробки, которая указывается дополнительным кодом (например, вида A140E-02B). Агрегаты различаются номенклатурой и количеством датчиков, типом рабочей жидкости и т. д.

На какие авто ставились A240L

На автомобилях Corolla, выпускавшихся с 1985 по 1992 гг., ставилась коробка A240L. АКПП A241E применялась на Toyota Celica GTS и Toyota Corona. Эта же модификация использовалась на I поколении кроссовера RAV4, седанах и универсалах Avensis. На Celica GT и Celica ST ставились АКПП модели A241L и А243L соответственно.

На Toyota Camry, с бензиновым 4-цилиднровым двигателем, с 1992 по 2001 гг. использовалась A140E, а на дизельной модификации для внутреннего рынка ставилась A140L (только в 1985 и 1986 модельных годах). Коробка A140E применялась и на Toyota Camry Gracia, поставлявшихся на внутренний рынок Японии. На Toyota Sprinter Carib с полным приводом ставилась АКПП модели A241H.

Семейство четырехступенчатых АКПП A240l: устройство и принцип работы

Toyota Camry Gracia

Семейство четырехступенчатых АКПП A240l: устройство и принцип работы

Toyota Carib ZTouring 4WD

Семейство четырехступенчатых АКПП A240l: устройство и принцип работы

Toyota Celica GTS

На автомобилях Toyota имеется заводская табличка, на которой указан внутренний код модели, модель двигателя и коробки передач. Помимо основного кода в обозначении коробки имеется дополнительная информация о конструктивных особенностях.

На фото показана табличка от Toyota Carib ZTouring 4WD с АКПП модели A241H-10A.

Семейство четырехступенчатых АКПП A240l: устройство и принцип работы

Табличка от Toyota Carib ZTouring 4WD

Недостатки и преимущества АКПП

Преимущества:простота конструкции; распространенность на вторичном рынке; высокая надежность; компактность.Недостатки:малое число передач; отсутствие ручного переключения; небольшой ресурс жидкости в гидравлическом контуре; недостаточная прочность, ограничивающая возможности доработки двигателя.

Обслуживание коробки автомат

A240L не требовательна к обслуживанию. Владельцу достаточно периодически проверять уровень масла и менять его через 70-75 тыс. км пробега.

Досрочный слив ATF производят при ремонте коробки или попадании в картер воды. На стержне щупа имеется информация о типе масла, залитого в картер АКПП.

Трансмиссионное масло

В АКПП, выпущенных до 1995 г., использовалась минеральная жидкость класса Dexron III. Затем производитель перешел на масло категории Toyota ATF Type T-IV, которое применялось до 2003-05 гг.

Позднее в АКПП A240L стала использоваться синтетическая жидкость WS, не теряющая текучесть при низких температурах. Коробки, рассчитанные на Dexron III или T-IV, не допускается заправлять маслом WS.

Семейство четырехступенчатых АКПП A240l: устройство и принцип работы

Toyota ATF Type T-IV

Семейство четырехступенчатых АКПП A240l: устройство и принцип работы

Dexron III

Семейство четырехступенчатых АКПП A240l: устройство и принцип работы

Синтетическая жидкость WS

Контроль за смазкой

Для проверки уровня жидкости в A240L предусмотрен стержневой щуп с насечками, соответствующими горячему и холодному маслу. На прогретой трансмиссии уровень проверяют при работающем моторе и установленном в положение N или P селекторе. Процедуру проводят не реже 1 раза в квартал.

Расположение щупа показано на фотографии снятой АКПП модели A241E-03A от Toyota Corona.

Семейство четырехступенчатых АКПП A240l: устройство и принцип работы

АКПП модель A241E-03A

При определении состояния АКПП A240L по виду жидкости учитывают:

  1. Свежее масло прозрачное, не содержит посторонних примесей и не имеет запаха гари.
  2. Изменение цвета до темно-коричневого с падением прозрачности и появлением легкого запаха гари указывает на необходимость обслуживания АКПП A240L и установки нового фильтра.
  3. Если жидкость почернела и присутствует выраженный запах гари, то возможно повреждение фрикционных муфт. Заправка свежего масла может продлить ресурс АКПП, но окончательный вердикт вынесет мастер после снятия поддона.
  4. Помутнение жидкости указывает на проникновение в картер АКПП воды или антифриза из системы охлаждения двигателя, которая используется для снижения температуры масла.

Распространенные неисправности и слабые места A240L

Частые поломки АКПП A240L:

Отсутствие на ранних моделях полноценного фильтра приводит к загрязнению жидкости пылью от фрикционов. Если в АКПП установлена только металлическая сетка, то требуется поставить дополнительный картридж с фетровой набивкой. При регулярной замене масла осматривают гидравлический блок и проверяют эластичность прокладок. Если уплотнители стали жесткими и хрупкими, то требуется капитальный ремонт АКПП с установкой новых резинотехнических изделий. Падение уровня, загрязнение масла либо эксплуатация АКПП на пределе возможностей приводят к износу втулок. Детали меняют при переборке коробки вместе с другими поврежденными элементами. Попадание пыли в клапаны соленоидов приводит к появлению рывков при переключении. Проблема уходит после промывки гидравлического блока и заправки в картер свежей жидкости. При агрессивном стиле управления с резкими разгонами изнашиваются шестерни передач переднего хода. Симптомы поломки – толчки при переключении или посторонние шумы.Грязное масло способствует износу втулки насоса, что приводит к падению давления в контуре. АКПП плохо переключает передачи, частицы попадают в соленоиды и разрушают сопрягающиеся поверхности. Засорение каналов гидравлического блока, влияющее на мягкость переключения скоростей. Узел снимают для разборки и промывки.

Ремонт и запчасти

Для самостоятельного ремонта необходимо слить масло, демонтировать поддон, фильтр и блок соленоидов. Если требуется дальнейшая разборка, то следует снять АКПП A240L с автомобиля, демонтировать внешний обвес и датчики. На следующем этапе удалить муфту гидротрансформатора. Затем можно разобрать картер для доступа к масляной помпе, дифференциалу и планетарным редукторам.

После снятия валов появляется доступ к опоре выходного вала и остальным подшипникам. Важно оценить состояние зубьев шестерен, фрикционных дисков. При выполнении работ не допускать попадания грязи во внутренние полости коробки.

Семейство четырехступенчатых АКПП A240l: устройство и принцип работы

Поддон и фильтр

Семейство четырехступенчатых АКПП A240l: устройство и принцип работы

Фрикционные диски

Самостоятельный ремонт возможен только при понимании конструкции АКПП и наличии технической документации. При отсутствии опыта лучше передать A240L в сервис или купить аналогичный агрегат с разобранной машины.

Обслуживание в сервисе включает диагностику и дефектовку. Ремонт проводят по согласованию с клиентом. Преимущество сервиса – гарантия на выполненные работы (от 1 до 2 лет или 40-80 тыс. км).

В таблице приведены примерные цены на услуги мастерских в крупных городах РФ.

Услуга Стоимость, тыс. руб.
Снятие агрегата от 4
Определение дефектных деталей от 5
Ремонт от 5
Установка коробки на автомобиль от 4

Вопросы в процессе эксплуатации

Распространенные вопросы по обслуживанию и использованию АКПП A240L:

Как правильно обслуживать АКПП A240L?
Необходимо слить масло и снять поддон для промывки, стока остатков жидкости и снятия фильтра. Масло удалить и из теплообменника при работающем двигателе. После заправки прогреть АКПП и проверить уровень. Как проверить работоспособность соленоидов?
Убедиться в исправности клапана можно прокачкой сжатым воздухом (например, от компрессора для накачки шин). Дополнительно следует проверить тестовым прибором сопротивление соленоида. Что может стать причиной стука в коробке A240L при движении автомобиля? Источником шума часто является изношенный дифференциал, звук хорошо прослушивается при проверке автомобиля на яме или подъемнике.

Отзывы владельцев

В завершение, несколько отзывов владельцев авто с АКПП A240L:

Марк, водительский стаж 15 лет: «Несколько лет ездил на Toyota Carib с системой полного привода и АКПП. Коробка работала мягко, наличие дополнительных режимов позволяло проехать по глубокому снегу. Конструкция АКПП не рассчитана на движение по трассе со скоростью свыше 120 км/ч. Запаса мощности двигателя хватает, но из-за высоких оборотов ухудшается акустический комфорт в салоне и растет расход топлива».

Александр, водительский стаж 8 лет: «Являюсь владельцем Toyota Carina с АКПП А240L. Коробку обслуживаю самостоятельно через каждые 60 тыс. км, в картер заливаю Dexron III. Одновременно очищаю поддон от отложений и промываю магниты от стружки. Проблем с переключением нет даже при температуре воздуха около -35⁰С. Пробег автомобиля составляет 340 тыс. км, в случае поломки АКПП планирую купить аналогичный контрактный агрегат».

АКПП A240L отличается надежностью и износоустойчивостью. Но за ней нужен такой же уход, как и за другими автоматическими трансмиссиями. Особенно важно следить за состоянием и уровнем масла, своевременно его менять. При появлении подозрительных симптомов, которые могут указывать на неисправность одного или нескольких узлов, стоит сразу же обращаться к мастерам.

А вы ездили на авто с A240L? Поделитесь своими впечатлениями о ее работе в комментариях. Сохраните статью в закладках, чтобы не потерять полезную информацию.

Отзывы о нас

Для предоставления услуг на самом высоком уровне наш веб-сайт использует файлы cookie. В любое время вы можете изменить настройки в браузере. Более подробную информацию вы найдете во вкладке Политика конфиденциальности.
Начните вводить текст, чтобы увидеть сообщения, которые вы ищете.

Записаться на ремонт

Нажимая кнопку «Записаться», вы даете согласие на обработку персональных данных