Селектор передач служит для управления работой автоматической коробки передач автомобиля. Блок расположен на центральной консоли или рулевой колонке.
Водители должны научиться правильно пользоваться рычагами и кнопками. Неправильная эксплуатация приведет к перерасходу топлива и поломке коробки передач.
Что это такое селектор АКПП и его функции
Для управления автоматической коробкой передач на рулевой колонке или центральной консоли установлен селектор. Данный блок предназначен для выбора режимов работы трансмиссии и принудительного переключения передач (данная опция имеется не на всех коробках передач).
Положение рычага селектора отображается на дисплее комбинации приборов. В верхней части рукоятки расположена кнопка, предназначенная для отключения защиты от случайного перевода рычага в другое положение.
Исходное положение рукоятки АКПП:
- P (Park или Park), вал коробки передач заблокирован.
- R (задний или задний ход), предназначен для подключения к передаче заднего хода.
- N (Нейтраль) соответствует нейтральному положению.
- D (Drive or Movement), предназначенный для движения автомобиля вперед. Вы также можете добавить режим S (Sport) для спортивного алгоритма работы и D1/D2/D3 для ограничения переключений передач. Старые модели селектора имеют кнопку W (зима), позволяющую включить алгоритм выбора зимней передачи.
Некоторые транспортные средства имеют дополнительные правила. Например, VAG использует режим Tiptronic для ручного переключения передач. Этот селектор автоматической коробки передач дополнен отдельными зонами, отмеченными «+» и «-», а под рулем можно разместить подрулевые лепестки для переключения передач.
Режимы АКПП и кнопки блокировки
Типы селекторов АКПП
Переключатель режимов автоматической коробки передач находится по адресу:
- над рулевой колонкой;
- Над центральным туннелем.
переключатель режимов на рулевой колонке
Переключатель режима центрального туннеля
Современные напольные агрегаты оснащены датчиками Холла, которые определяют положение рычага и отправляют сигнал по CAN-шине в блок управления АКПП. Некоторые конструкции имеют трос, соединяющий ручку с приводом на корпусе коробки.
Доработкам подвергся расположенный в АКПП электронный контактный модуль, отвечающий за распределение сигналов переключения режимов работы.
Особенности расположения селектора
Рычаг на рулевой колонке использовался на ранних версиях автомобилей с автоматической коробкой передач. После этого производители вообще отказались от этой концепции. Этот метод иногда можно увидеть на американских автомобилях.
Рычаг центральной консоли часто дополняется поворотным переключателем, а некоторые автомобили оснащаются кнопочными блоками управления автоматической коробкой передач.
Например, на Skoda Octavia A8 используется небольшой тумблер с рамкой со светодиодом для индикации режима работы. Range Rover использует вращающееся кольцо для быстрого выбора нужного алгоритма.
В бюджетных моделях к рычагу АКПП добавляется шайба для работы с блокировкой дифференциала или системой полного привода (например, Рено Дастер).
селектор автоматической коробки передач
Защита селектора от случайного переключения
В конструкцию узла входит электромагнит, удерживающий рычаг селектора АКПП в положении P или N. Переключить рычаг в другой режим невозможно, если не вставить палец в отверстие в основании рукоятки и не выполнить ряд операций.
Дополнительный переключатель делает невозможным вынимание ключа из замка зажигания в режиме N, а перевод рукоятки АКПП в положение P освобождает блокировку ключа.
Блокировка кнопки на ручке предотвращает перемещение рычага из зоны P в любое другое положение при выключении зажигания.
Защита селекторов от случайного переключения
Предусмотрена аварийная разблокировка для перевода рукоятки из положения Р в зону N при отсутствии напряжения в бортовой сети. Этот метод предназначен для отключения АКПП во время буксировки автомобиля.
Типичные неисправности селектора АКПП
Распространенные неисправности селектора АКПП:
Повреждения механических деталей или тросов АКПП. Короткое замыкание или помехи в датчике. Обрыв кабеля или окисление контактов.
Селекторы АКПП имеют определенные неисправности, вызванные конструктивными недостатками. Например, владельцы Skoda Rapid или Octavia A7 сталкиваются с проблемами неисправности механизма из-за снижения жесткости пружин или засорения датчиков положения рычагов.
На комбинации приборов отобразится информация о том, перешла ли трансмиссия в аварийный режим, и можно будет отправиться в сервисный центр.
Ремонт селектора АКПП
При обнаружении проблемы владелец должен найти причину неисправности. Помимо электрических неисправностей, случаются и механические дефекты, которые можно обнаружить при разборке агрегата. Если стальной трос застрянет в оболочке, это предотвратит переключение, но не вызовет ошибку датчика.
Диагностика
Для считывания кодов ошибок, хранящихся в памяти блока управления, используйте адаптер для разъема OBD-II, сопряженный со смартфоном. После сброса ошибки попробуйте переключить коробку в другой режим или переключить скорость вручную.
Если проблема не исчезнет, потребуется разобрать селектор АКПП (своими руками или в сервисной обстановке).
Снятие селектора
Прежде чем снимать селектор управления автоматической коробкой передач, припаркуйте автомобиль в гараже и отключите аккумулятор. Алгоритм разборки агрегата зависит от конструктивных особенностей машины. Конструкции селекторов часто проектируются так, чтобы обеспечить быструю замену датчика.
Последовательность действий на примере Volkswagen Touareg I поколения:
- Снимите заглушку, снимите декоративную заглушку с рычага и снимите рамку селектора АКПП.
- Снимите корпус ящика для принадлежностей.
- Выверните винты и снимите крышку консоли.
- Снимите корпус и блок управления.
Полное снятие селектора АКПП требует частичной разборки деталей в моторном отсеке, препятствующих доступу к крышке картера. Отсоединив трос и отсоединив его от датчика, ослабьте крепежный винт и осторожно вытащите селектор АКПП из автомобиля.
Разборка механизма
При выходе из строя каких-либо деталей внутри корпуса селектор необходимо разобрать. Во многих автомобилях (например, Opel Astra H) контактная группа расположена в картере АКПП.
Когда смазка высыхает, она препятствует передаче сигнала между металлическими пластинами. Для его очистки потребуется снять узел, открутить его и открыть половинки корпуса.
Смазка деталей, замена элементов
Селектор внутри автомобиля не нуждается в чистке и пыль не мешает движению деталей. Чистка и смазка пластин необходима только при перемещении контактной группы в картер АКПП.
Если при проверке обнаружены какие-либо поврежденные детали, их необходимо заменить (например, пружина обратного хода блокиратора).
Сборка и монтаж селектора
После очистки и смазки деталей селектор необходимо собрать в обратной последовательности. Важно правильно установить датчик. Небольшое смещение может привести к заклиниванию электромагнита и невозможности правильной фиксации рычага.
Собранный агрегат устанавливают на автомобиль и проверяют работу АКПП в различных режимах.
Датчик положения селектора АКПП
В селекторе или в корпусе АКПП установлен электромагнитный датчик, который блокирует выход рычага из положения P или N при отпускании педали тормоза. Дополнительно в конструкции используется электромагнит для блокировки кнопки на руле, если ключ не находится в замке зажигания.
Ремонт селектора АКПП в автосервисе
Действия по ремонту селектора автоматической коробки передач включают сканирование на наличие ошибок на вашем компьютере или визуальный осмотр устройства. Затем мастер разбирает конструкцию и заменяет неисправные элементы. При этом снимите актуатор с коробки передач и проверьте целостность проводки.
От чего зависит стоимость ремонта
Стоимость ремонта зависит от:
- Модель автомобиля;
- наличие запасных частей;
- Сложность дефекта.
В таблице указаны цены на ремонт в Москве.
Тип ремонта | Цена, руб.) |
Диагностика селектора и АКПП | от 1600 |
ремонт ручки | От 2400 |
Замена датчика | От 4800 |
Правильная эксплуатация селектора АКПП
Селектор позволяет переключать режимы работы коробки передач и не требует особого внимания при работе. Водители должны соблюдать правила обращения с автоматической коробкой передач, изложенные в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Запрещается переводить селектор из положения P в положение R во время движения. Перемещение рычага между другими режимами не окажет негативного влияния на трансмиссию.
При обнаружении заклинивания механизма или неправильного включения необходимо провести диагностику (компьютерную или визуальную) для определения причины неисправности.
Селектор АКПП является ключевым элементом конструкции коробки, поскольку позволяет водителю переключаться между основным и дополнительным режимами при определенных условиях движения.
Необходимо внимательно следить за его работой. Если произошла поломка или блокировка, ремонтировать придется самостоятельно или с помощью профессионала.
Как думаете, стоит починить самому или вызвать автосервис? Воспользоваться нашими услугами 45.45% Сделаю сам 54.55% Поделиться в комментариях 0% Голосов: 11
Пожалуйста, сохраните статью к себе в закладки, чтобы не потерять полезную информацию.