Многие владельцы Шкода Октавия жалуются на проблемы с автоматической коробкой переда. Особенно, если речь идет о роботизированной трансмиссии DSG. У тех, кто купил машину с традиционным гидроавтоматом, поводов для жалоб меньше, но проблемы при эксплуатации коробки все равно возникают.
Особенности ремонта АКПП Skoda Octavia есть, и знать их автовладельцу нужно. Отличаются они в зависимости от разновидностей автоматических трансмиссий, устанавливаемых на этом автомобиле, признаков и причин поломок, характерных неисправностей.
Какие АКПП устанавливались на Skoda Octavia
Разработчики чешского бренда применяли для Skoda Octavia в разные годы выпуска различные модели автоматических трансмиссий:
- 01М и 01N – ранние исполнения на 4 ступени европейского концерна VAG. Надежны и долговечны, но ввиду значительного ресурса, возможны проблемы с износом деталей после пробега свыше 150 000 км.
АКПП 01M
АКПП 01N
- ТF-61SN (09G), ТF-62SN – 6-скоростные АКПП от японской компании Aisin. Эти автоматы прекрасно себя зарекомендовали. Возникновение неисправностей обычно обусловлено эксплуатацией на грязном масле.
ТF-61SN
- Роботизированные трансмиссии DSG на 6 и 7 ступеней.
АКПП DSG-7 DQ500
Рассматривая особенности ремонта автоматических коробок Skoda Octavia, важно учитывать нюансы конструктивного устройства соответствующей модели АКПП.
Признаки и причины поломок в автоматической трансмиссии Skoda Octavia
Несмотря на конструктивные отличия, о возникновении проблем с работой АКПП Skoda Octavia можно понять по признакам, общим для всех используемых автоматов:
ударам, толчкам при движении, паузам при переключении передач, вызванных засорением гидроблока, отказами датчиков; утечкам трансмиссионной жидкости, вследствие утраты кондиций уплотнительных элементов; отказам включения отдельных скоростей, из которых первой обычно пропадает задняя.
Предупреждение об аварийном режиме
При серьезных неисправностях АКПП Skoda Octavia может перейти в аварийный режим, при котором водителю доступна единственная передача, что позволяет доехать к ближайшему СТО. На наличие проблем указывает соответствующая индикация на приборной доске.
Поломки автоматической коробки Skoda Octavia обычно вызваны:
игнорированием своевременной замены трансмиссионной жидкости; агрессивной манерой вождения, с резкими ускорениями; частыми пробуксовками при езде по заснеженной дороге или грязи; эксплуатацией непрогретой АКПП в холодную погоду; ездой в пробках, когда часто приходится стартовать и замедляться; нарушением правил буксирования автомобиля.
Риски выхода автомата из строя особенно возрастают при эксплуатации машины с грязным маслом, когда забиваются каналы гидроблока, не обеспечивается корректное срабатывание соленоидов.
Нехватка давления приводит к масляному голоданию, вследствие чего неплотно сопрягаются фрикционы пакетов, перегревается трансмиссия, интенсивно изнашиваются детали.
Skoda Octavia
Типичные неисправности автоматической коробки передач Skoda Octavia
В отличие от механической трансмиссии LVN, также применяемой на Skoda Octavia, при эксплуатации гидроавтоматических коробок наиболее проблемный узел – мехатроник, в котором гидроблок совмещен с ЭБУ.
Перегрев трансмиссионной жидкости грозит выходом из строя электронной платы, что станет причиной полного отказа АКПП.
В роботизированных трансмиссиях возможен износ сцепления. В этом случае коробку нужно перебирать, меняя изношенные узлы.
Диагностика неисправности трансмиссии Skoda Octavia
Чтобы убедиться, насколько исправно выполняет заданные функции АКПП Skoda Octavia, важно провести комплексную диагностику трансмиссии:
- Визуальный осмотр. Можно увидеть повреждения корпуса, масляные потеки, указывающие на утрату герметичности сальниками и прокладками. На проблемы с АКПП указывает характерный запах гари, исходящий от масла.
- Проверка в работе. Оценивают исправность автомата по признакам, свидетельствующим об износе узлов.
- Компьютерная диагностика. Через диагностический разъем подключают смартфон или ноутбук с программным обеспечением. По кодам выданных системой ошибок определяют возможные неисправности.
Диагностические мероприятия позволяют оценить характер возможных неисправностей, присутствие нарушений в работе. Но точную картину можно составить лишь по итогам дефектовки, для которой трансмиссию Skoda Octavia потребуется снять и разобрать.
Ремонт Skoda Octavia своими руками
Ремонт автомата Skoda Octavia начинают с демонтажа трансмиссионного механизма. Классическую АКПП снимают вместе с гидротрансформатором. Робот демонтируют, рассоединив сцепление с мотором.
Предварительно нужно слить масло, отсоединить масляные трубки, электрические контакты.
Ремонт гидроблока АКПП
Если вовремя не менять масло, гидроблок АКПП Skoda Octavia может забиться грязью и продуктами износа уже через 1 год после того, как нужно было проводить очередное техническое обслуживание. Это основная проблема, которая ожидает автовладельца в данной ситуации. А если затянуть с очисткой, может потребоваться масштабный ремонт, ввиду интенсивного износа узлов автоматической трансмиссии.
Очистить гидроблок можно без полного демонтажа коробки. Для этого, слив разогретое масло из сливного отверстия, снимают поддон. Затем демонтируют масляный фильтр, после чего открывается доступ к гидроблоку. Выкручивают болты крепежа, снимают гидроплиту.
Узел аккуратно разбирают, отмечая места расположения жиклеров, пружинок и других деталей, чтобы не спутать при последующей сборке. Элементы промывают керосином. Очищают каналы гидроплиты. Проверяют исправность соленоидов.
Ремонт гидроблока АКПП
Гидроблок собирают в обратном порядке. Вместо изношенных деталей устанавливают новые. Также потребуется замена масляного фильтра. Крепежные болты, ввиду разной длины, нужно ставить на свои места. Поддон ставят на герметик или новое уплотнение.
В трансмиссию заливают масло в объеме, соответствующем количеству слитой отработки. Разогрев АКПП Skoda Octavia, проверяют уровень трансмиссионной жидкости. Обычно для машин с приводом L4 при этой операции достаточно 1 емкости смазочного продукта на 4 л.
Цвет масла: от свежего до непригодного (слева направо)
Непригодное масло, наличие металлической стружки
Проверка уровня масла в АКПП
При нормальном уровне масло вытекает тонкой струйкой. В этом случае доливать его в коробку передач не нужно.
Ремонт мехатроника и сцепления
Если гидроблок совмещен с ЭБУ, потребуется проверка электронного блока для восстановления мехатроника. Нередко приходится менять ЭБУ, которое перегорает от повышенной температуры трансмиссионной жидкости.
При износе сцепления, нужна замена вышедших из строя деталей. Для этого узел разбирают, протирают элементы, оценивают состояние. Затем собирают, установив новые детали вместо изношенных.
Общий вид мехатроника при снятом поддоне АКПП
Сцепление в DQ500
Ремонт автоматической коробки из-за перегрева
При перегреве АКПП Skoda Octavia могут износиться фрикционные диски. Поверхность этих элементов покрыта бумагой, фрагменты которой масло разносит по гидравлическому контуру, забивая каналы, узлы маслонасоса, другие детали.
Потребуется полная ревизия автомата, с заменой дефектных элементов.
Чтобы снизить риски перегрева, можно установить дополнительный радиатор охлаждения трансмиссионной жидкости. Это особенно актуально для автовладельцев, которые часто вынуждены ездить в пробках, когда движение осуществляется неравномерно, что увеличивает нагрузки на АКПП, с необходимостью серьезного ремонта трансмиссии.
Ремонт в СТО
Для ремонта АКПП Skoda Octavia A5 или других исполнений этого автомобиля можно обратиться в специализированный сервисный центр. В этом случае работы выполнят опытные специалисты, но потребуется оплатить соответствующие услуги.
Разобранная коробка и запчасти DQ500
Цена ремонта в СТО зависит от:
- серьезности повреждений, исходя из интенсивности износа критичных узлов;
- модели АКПП, что влияет на наличие и стоимость запчастей;
- тарифной политики сервисного центра.
Средние тарифы на ремонт автомата Skoda Octavia представлены в таблице.
Что сделать | Ориентировочная стартовая цена, тыс. руб. |
Снять, установить | 4 |
Провести капитальный ремонт | 10 |
Выполнить ревизию | 8 |
Сделать ремонт гидротрансформатора | 5 |
Выполнить ремонт гидроблока | 5 |
Заменить масло | 2 |
Цены указаны без учета расходников и запчастей.
В зависимости от состояния АКПП Skoda Octavia 5S или других исполнений, при ремонте может возникнуть необходимость покупки:
- масляного фильтра – от 600 руб.;
- комплекта фрикционов – от 6 000 руб.;
- подшипников скольжения – от 400 руб.;
- набора обрезиненных поршней – от 8 000 руб.;
- соленоидов – от 1 600 руб. за ед.;
- гидроблока – от 12 000 руб. (б/у);
- датчика оборотов – от 2 300 руб.
Масляный фильтр АКПП Шкода Октавия А5
Фрикционы
Подшипник скольжения АКПП
При любой разборке АКПП нужно менять сальники и прокладки. Ремонтный комплект стоит от 5 000 руб.
Ремонт автоматической трансмиссии Skoda Octavia – сложная процедура, требующая соблюдения условий мануала от изготовителя. А учитывая необходимость покупки запчастей и расходных материалов, оплаты услуги исполнителей, восстановление исправности АКПП обойдется для автовладельца в серьезную сумму.
Но стоит ли намеренно «убивать» автомат неправильной эксплуатацией и нарушением режима обслуживания, тем более что регулярная замена масла и аккуратное вождение позволят сократить возможные расходы на ремонт? Поделитесь своим мнением в комментариях.