При включении гидравлической системы автоматической коробки передач жидкость ATF постоянно нагревается. Для поддержания рабочей температуры АКПП в радиаторе двигателя или корпусе трансмиссионного агрегата установлен теплообменник. Когда масло в АКПП перегревается, оно быстрее портится и теряет свои свойства.
Нормальная температура трансмиссионного масла
Основным источником нагрева масла в АКПП является гидротрансформатор, передающий крутящий момент от коленчатого вала двигателя на первичный вал коробки. Рабочая температура жидкости варьируется в зависимости от модели коробки и составляет от +80⁰С до +95⁰С.
Масло или жидкость ATF в АКПП нужна не только для смазки и охлаждения трущихся деталей, но и для гидравлической системы переключения передач.
гидротрансформатор
Некоторые конструкции коробки передач включают в себя датчик температуры, работающий совместно с блоком управления. При возникновении перегрева контроллер переведет коробку в аварийный режим.
Повышение рабочей температуры на 20⁰…30⁰С на короткие промежутки времени (например, при движении по бездорожью) не окажет отрицательного влияния на срок службы ATF или трансмиссии. Однако если жидкость эксплуатируется с перегревом в течение длительного периода времени, жидкость портится и теряет смазывающую способность и другие свойства.
Датчик температуры масла АКПП
Срок службы жидкости ATF в зависимости от рабочей температуры (согласно исследованиям TCI Automotive):
- +80⁰С до +90⁰С – жидкость выдерживает до замены от 80 до 160 000 км;
- От 105⁰С до 115⁰С – слой лаковых отложений разрастается, сокращая ресурс масла до 16-20 000 км;
- От 115⁰С до 125⁰С – износ резиновых уплотнителей начинает ускоряться и масло портится через 8-10 000 км.
При повышении рабочей температуры до +140⁰С давление в гидросистеме снижается из-за избыточной текучести ATF. Фрикционный пакет соскользнет и начнет заедать, загрязняя масло и корпус клапана.
Если ATF нагреется выше 150°C, тефлоновое уплотнение сгорит. Недостаток масла ускоряет износ подшипников скольжения и рабочих поверхностей вала. Поэтому срок службы коробки напрямую зависит от рабочей температуры ATF, которую необходимо поддерживать в пределах, указанных производителем коробки передач.
Причины перегрева коробки автомат
Причин повышенной рабочей температуры гидромеханических трансмиссий несколько. При увеличении средней скорости или при движении в сложных дорожных условиях (в горах или по трассе с прицепом) коробка подвергается дополнительным нагрузкам.
Еще одна причина, по которой автоматические коробки передач перегреваются, — это стиль вождения. Частые резкие ускорения повысят рабочую температуру коробки. Масло не успевает остыть в теплообменнике.
Некоторые коробки имеют склонность к перегреву из-за конструктивных недостатков. К таким подразделениям относятся линейка 09G компании VAG и представители концерна ПСМА DP0.
Предотвратить перегрев можно за счет щадящих режимов работы или установки дополнительных радиаторов. При выходе из строя вентилятора системы охлаждения двигателя происходит перегрев двигателя и повышение рабочей температуры АКПП.
Проблемы радиатора
Теплообменник АКПП, расположенный внутри радиатора охлаждения двигателя, очищается потоком антифриза. Возможна установка радиатора в картерную коробку с подачей охлаждающей жидкости. Незначительный перегрев антифриза, не влияющий на работу двигателя, приводит к повышению рабочей температуры АКПП. Если соты главного радиатора загрязнятся или повредятся, это будет мешать охлаждению антифриза и масла, циркулирующих в автоматической коробке передач.
В некоторых случаях патрубки могут разрушиться, что приведет к просачиванию охлаждающей жидкости в картер АКПП. Отметим, что многие двигатели внутреннего сгорания имеют напряженные тепловые режимы, снижающие расход топлива.
Высокая температура антифриза приведет к перегреву гидромеханической коробки. В некоторых конструкциях редукторов используются термостаты, обеспечивающие непревышение рабочей температуры допустимых пределов.
радиатор охлаждения АКПП
Повышенные нагрузки
Самая низкая рабочая температура у АКПП — при небольших нагрузках и плавном разгоне. Движение на высоких скоростях по автомагистралям или в горной местности при высоких оборотах двигателя на низких передачах может привести к перегреву ATF.
Ситуация еще хуже, если радиатор двигателя загрязнен. Работа с прицепом или буксировка неисправного автомобиля также может привести к повышению рабочей температуры.
Количество масла
Уменьшение количества масла в картере теоретически может повлиять на рабочие температуры (особенно при движении в жаркую погоду или в сложных дорожных условиях). Коробчатый насос работает с аналогичной производительностью, всасывая жидкость из поддона. Однако если уровень ATF окажется ниже минимально допустимого порога, гидромеханическая коробка передач просто отключится.
Проверить уровень масла можно с помощью щупа или переливной трубки (в зависимости от конструкции коробки).
Проверьте уровень и состояние масла в АКПП с помощью указателя уровня
Проверьте уровень масла без использования указателя уровня
Качество ATF
Ресурс ATF варьируется от 50 000 км до 80 000 км (в зависимости от производителя АКПП и условий эксплуатации). Теплоемкость жидкости не меняется, но масло насыщается частицами износа.
Срок службы жидкости мало влияет на рабочую температуру коробки, но определяет срок службы пакетов фрикционов, гидроблоков и втулок АКПП.
Сцепление для АКПП
Блоки клапанов и соленоиды АКПП
Куст
Симптомы перегрева трансмиссионной жидкости
Основные признаки перегрева:
На комбинации приборов загорится контрольная лампа или на дисплее бортового компьютера появится предупреждающее сообщение. Стрелка дополнительного термометра превышает допустимое значение.
Датчик температуры масла АКПП
Другие симптомы (появление вибраций или толчков при переключении) могут указывать на выход из строя или износ фрикционного пакета или клапана внутри гидроблока. При повышении рабочей температуры АКПП до критического уровня запах масла невозможен.
Что делать если масло в коробке передач перегрелось
При обнаружении высокой температуры трансмиссионной жидкости необходимо прекратить движение и остановить автомобиль в безопасном месте. После остывания можно на небольшой скорости ехать в сервисный центр или на постоянное место, либо вывозить машину на эвакуаторе. Также можно проверить уровень антифриза и осмотреть радиатор, где соты могут быть забиты крупным мусором.
В дорожных условиях очистить радиатор от ворса невозможно. Чистка проводится в сервисном центре путем снятия теплообменника с автомобиля.
Если машина оснащена несколькими радиаторами (кондиционер, система охлаждения двигателя, контур наддува и т д.), модули необходимо разобрать и почистить соты изнутри. При чистке важно не повредить тонкие пластины сот, отвечающие за отвод избыточного тепла.
Дополнительный радиатор АКПП
Мигает значок AT или AT OIL TEMP во время движения
Если присутствует контрольный индикатор или надпись «AT OIL TEMP», это указывает на высокие рабочие температуры в АКПП или на неисправность компонента трансмиссии. Подобные сигнальные лампы встречаются во многих автомобилях с автоматической коробкой передач (например, Toyota Vista и Subaru Legacy).
Мигающая сигнальная лампа указывает на необходимость диагностики трансмиссии и системы охлаждения ATF. В некоторых случаях загорание индикатора может сопровождаться блокировкой селектора коробки передач. Мы рекомендуем заглушить двигатель и подождать 20–30 минут, прежде чем запускать его и отправляться на парковку или в зону ремонта.
Поменять масло в АКПП
Замену ATF в автоматической коробке передач следует производить в зависимости от пробега, изменения цвета или появления запаха горелого. Обслуживание коробки осуществляется либо на стенде (полная замена), либо путем снятия лотка для чистки (частичная замена).
Долив свежей жидкости улучшит работу переключения передач, но не устранит причину перегрева. Рабочая температура АКПП напрямую связана с состоянием радиатора и режимом работы трансмиссии.
Последствия перегрева
При перегреве жидкости ATF в гидромеханической трансмиссии возникает ряд неисправностей:
Неисправность муфты блокировки гидротрансформатора из-за чрезмерного расхода жидкости. Пробуксовка сцепления ускоряет износ фрикционных накладок. Образующаяся пыль попадает в ATF и разносится по каналам гидросистемы. Частицы износа могут застрять в корпусе клапана и помешать соленоиду работать должным образом. Фрикционный порошок изнашивает тефлоновую прокладку, снижая давление внутри мешка. Недостаточная сила сжатия приведет к проскальзыванию и износу диска, что приведет к образованию еще большей пыли.
Хотя довести ATF до температуры кипения нереально, перегрев до 40⁰…45⁰С негативно скажется на АКПП. Помимо повышенной скорости изнашивания пакетов фрикционов наблюдается истощение масла при износе валов и втулок, сопровождающееся появлением вибраций при работе трансмиссии.
Воздействие на конструкцию
Перегрев автоматической коробки передач не только ускоряет износ фрикционного пакета, но также может разрушить резиновые и пластиковые детали автоматической коробки передач. Существует ряд неисправностей коробки, которые могут стать причиной перегрева.
Например, изношенная муфта блокировки гидротрансформатора работает в режиме постоянного пробуксовки. Излишек тепла отводит ATF, которая одновременно перегревается и насыщается частицами пыли с фрикционной накладки.
Как избежать перегрева масла в АКПП
Существует несколько способов снизить риск прогрева АКПП до критического порога. Помимо щадящей эксплуатации допускается модернизация системы охлаждения. Введение дополнительного пластинчатого или трубчатого радиатора перед теплообменником двигателя позволит отводить лишнее тепло от АКПП.
Важно правильно подобрать размеры радиатора, так как переохлаждение ATF не продлит срок службы коробки. Установив трубку для подачи и отвода антифриза, можно установить теплообменник в картер. Внедрение термостата в вашу систему позволяет поддерживать рабочую температуру в заданных пределах независимо от внешних условий.
Контур охлаждения с закрытым термостатом и отключенным дополнительным радиатором
Для автомобилей с автоматической коробкой передач, которые постоянно эксплуатируются в тяжелых условиях, можно использовать ручной трехходовой клапан. Такая конструкция позволяет подключать дополнительные радиаторы на начальных стадиях перегрева. В этом случае необходимо установить в салоне датчик и контрольное устройство, способное проверять рабочую температуру АКПП.
Рабочая температура ATF определяет срок службы гидромеханической трансмиссии. Наличие радиатора охлаждает жидкость, но владельцу необходимо регулярно чистить соты от ворса и пыли.
На многие машины рекомендуется устанавливать дополнительный теплообменник, так как штатные компоненты не могут поддерживать необходимую рабочую температуру.
Сталкивались ли вы когда-нибудь с перегревом АКПП Что вы делали в такой ситуации Да, установил дополнительный радиатор 33,33% Да, поменял масло 33,33% Да, поделюсь опытом в комментариях Да 11,11% Нет 22,22% Голосов: 9
Вы также можете сохранить статью к себе в закладки, чтобы у вас всегда была под рукой полезная информация.