Средний показатель ресурса автоматической автомобильной трансмиссии составляет около 250 000 км или даже больше, в зависимости от надежности конкретной модели. Но если при работе буксует АКПП, срок службы автомата может существенно сократиться. В этой ситуации владельцу придется проводить досрочный ремонт коробки.
Признаки пробуксовки АКПП
Если трансмиссия начинает буксовать, мотор работает вхолостую, когда коробка переходит с меньшей ступени на большую. Если не принять своевременные меры, ситуация усугубится, а проблема не исчезнет сама собой, с учащением пробуксовок, которые станут возникать при трогании с места.
При этом создается впечатление, что двигатель работает с усилием, а изменение скорости не происходит. Когда трансмиссия буксует:
движение может сопровождаться рывками и толчками; ухудшается динамика; машина медленнее набирает разгон, дольше реагирует на выжатую педаль акселератора.
Также характерный признак того, что коробка буксует – повышенные обороты без возрастания скорости, поскольку проскальзывание тормозит разгон.
Например, водитель может отметить, что в нормальной ситуации при движении на 120 км/ч частота вращения должна составлять около 3 000 об/мин. Если обороты возрастут до 4 000 в минуту, а машина едет на такой же скорости или даже медленнее, можно сделать вывод, что трансмиссия буксует.
При серьезных проблемах во время пробуксовок от АКПП может исходить повышенный шум, гул, другие неприятные звуки, усиленная вибрация.
Важно разобраться, почему начала буксовать АКПП, оценив особенности работы трансмиссионного механизма при различных условиях. Это позволит установить характер неисправности для дальнейшего принятия мер.
Чтобы понять причины, по которым буксует автомат, первое, что нуждается в проверке – трансмиссионная жидкость. Оценивают уровень масла, если потребуется – доливают. Также важно оценить качество смазки.
АКПП может буксовать в связи с более серьезными проблемами:
Износом фрикционных дисков, надежное сцепление которых необходимо для полноценной передачи вращающего момента. В этом случае коробка буксует еще при холодном моторе. Выходом из строя соленоидов – при этой неисправности проблема проявляется после прогрева механизма. Засорением каналов маслонасоса и других элементов гидросистемы, что осложняет свободную циркуляцию трансмиссионной жидкости. Загрязнением фильтра на воздухозаборнике – в этом случае коробка буксует при трогании с места.
Необходимо понимать, как действовать в случае возникновения пробуксовок при различных обстоятельствах.
На горячую
Если после замены трансмиссионной жидкости АКПП продолжает буксовать, а симптомы проявляются после прогрева коробки, это указывает на необходимость проверки соленоидов. При эксплуатации трансмиссии с загрязненным маслом эти узлы интенсивно вырабатываются.
Может потребоваться замена электромагнитных клапанов. Диагностировать поломку можно, измерив давление в коробке. Если показатель снижен, это свидетельствует о том, что соленоиды пропускают масло. В результате низкого давления усилия недостаточно, чтобы должным образом сжать фрикционные диски соответствующего пакета, поэтому трансмиссия буксует.
Соленоиды лучше менять комплектом, поскольку одиночная замена клапанов не слишком эффективна.
Соленоиды
На холодную
Понять, что в АКПП изношены фрикционы планетарного редуктора, можно, если трансмиссия буксует в холодном состоянии. Срок службы дисков сопоставим с ресурсом коробки, но при нарушениях в правилах эксплуатации, эти детали могут выйти из строя намного раньше.
При трогании с места
АКПП может буксовать при нажатии педали газа. Трение узлов вследствие недостаточного сцепления можно определить по характерному звуку соприкасающихся металлических узлов. Пробуксовка снижается, если слегка отпустить акселератор.
Если водитель продолжает газовать, в трансмиссии можно ощутить значительный удар, когда коробка работает на 1 скорости.
Но эти симптомы отмечаются не всегда. Иногда машина трогается с места нормально, а в некоторых случаях начинает буксовать. Для диагностики к разъему авто в салоне подключают специальный прибор, определяющий характеристики работы оборудования.
Если первичный вал коробки вращается с той же частотой, что и коленвал, дело в стартовой пробуксовке АКПП. При нулевом значении можно сделать вывод о поломке гидротрансформатора. Но ремонт необходим при любых результатах проверки, если присутствуют перечисленные симптомы.
Педаль тормоза и газа
При переключении
Трансмиссия может буксовать при переключении передач. В этот момент отмечается перегазовка, сопоставимая с особенностями работы механической КПП в момент перехода с одной скорости на другую.
При этом передача срабатывает с определенной паузой, а если в момент перехода выжать акселератор, ощущаются сильные толчки.
Подобные симптомы обычно фиксируют при переключении со 2 на 3 или с 3 на 4 скорость, в момент значительных перегрузок, если двигаться на скорости от 150 км/ч или еще быстрее. Это приводит к сгоранию жидкости, с последующим выходом из строя фрикционов.
Для решения проблемы требуется заменить тормозную ленту. Также нужно убедиться в герметичности уплотнительной прокладки на боковой крышке.
Тормозная лента АКПП
Еще одна из возможных причин неисправности – сбой в работе электронного блока.
При включении передачи заднего хода
Если АКПП буксует при движении задним ходом, нужно проверить состояние фрикционов. Чаще речь идет о третьем пакете, который наиболее нагружен и изнашивается в первую очередь. Поэтому на задней передаче коробка обычно начинает буксовать раньше, чем при езде вперед.
Как проводится диагностика автоматической коробки переключения передач
Выявить, что присутствует такое явление, как пробуксовка, можно по характерным симптомам в работе автомата – повышенному шуму, возрастанию оборотов, снижению динамики и другим признакам.
Но для точного диагностирования состояния трансмиссии лучше обратиться к профессионалам. Ремонт АКПП сложен и требует демонтажа коробки. Определить состав неисправностей можно компьютерной диагностикой по кодам выданных системой ошибок.
Диагностика неисправностей
Подробнее разобраться с проблемами можно лишь после демонтажа агрегата, с разборкой, дефектовкой и заменой изношенных узлов.
Устранение неполадок в зависимости от причины неисправности коробки автомат
Что точно предстоит сделать – трансмиссию придется разбирать для оценки состояния критичных узлов.
Разборка АКПП
Неисправный гидроблок
Ревизия гидроблока – трудоемкая процедура. Потребуется слить масло, демонтировать поддон, снять гидравлическую плиту. Промывают каналы в гидроблоке, продувают сжатым воздухом. Можно использовать оборудование, разрушающее уплотненные отложения ультразвуком. При сборке устанавливают новые уплотнения.
Ремонт гидроблока
Засорение гидроблока вызвано работой АКПП с загрязненным маслом. Чтобы предупредить поломку этого узла, важно своевременно менять трансмиссионную жидкость.
Проблемы насоса и изношенность соленоидов
Эксплуатация автомата с грязным маслом может также привести к выходу из строя соленоидов и маслонасоса. Если клапаны не срабатывают должным образом, перепускается жидкость в системе, а вследствие недостаточного давления проскальзывают фрикционы. Поэтому АКПП и буксует.
Насос может захватывать воздух по причине износа втулок или утраты герметичности уплотнительными прокладками. Эти элементы нуждаются в замене.
Маслонасос в АКПП
Соленоиды АКПП
Сгоревшие фрикционы
Вследствие перечисленных выше проблем, вызванных использованием засоренной трансмиссионной жидкости, и из-за недостаточного давления в системе интенсивно изнашиваются фрикционные диски, поэтому буксует сцепление.
Фрикционные диски АКПП
Для устранения неисправностей АКПП нужно разобрать, чтобы заменить изношенные пакеты. При сборке агрегата после установки новых фрикционов потребуется замена сальников и уплотнений, фильтрующих элементов.
Проблемы блока управления ЭБУ
При сбоях ЭБУ, проблема чаще всего решается заменой электронного блока. Этот модуль почти не подлежит ремонту, поэтому его приходится менять полностью, если перепрошивка не восстанавливает нормальную работу автоматики.
ЭБУ АКПП
Неисправность гидротрансформатора
Не исключен износ фрикционных накладок в гидротрансформаторе, вследствие чего АКПП начинает буксовать. Характерный признак неисправности этого узла – сильная вибрация. Бублик подлежит ремонту, но для этого его нужно демонтировать.
Для восстановления гидротрансформатора, аккуратно разрезают корпус по диаметру на две половины. Затем ревизируют механизм, предварительно промыв и очистив детали. Меняют изношенные узлы.
Половинки корпуса сваривают. Узел перед установкой необходимо сбалансировать, чтобы исключить биение при вращении.
Гидротрансформатор
Проблема с ремнем трансмиссии и изношенными шестернями
В вариаторных коробках проскальзывание может вызвать изношенный ремень. Эта гибкая связь набрана из металлических сегментов, при выработке которых ухудшается сцепление с поверхностями конусов, поэтому вариатор буксует.
Важно вовремя заменить ремень, поскольку его обрыв полностью выведет трансмиссию из строя. Также при его износе нужно проверить состояние конусов. Эти узлы придется заменить при наличии значительных повреждений.
Изношенные шестерни планетарной передачи АКПП вряд ли станут причиной того, что коробка начнет буксовать. Но при полном разрушении этих узлов, возможен е отказ, что потребует дорогостоящего ремонта.
Приводная шестерня масляного насоса
Ремень и конусы
Снижение уровня трансмиссионной жидкости
После замены масла и периодически, через каждые 10 000 км пробега, необходимо контролировать объем трансмиссионной жидкости. Эту процедуру выполняют при прогретой коробке, для чего нужно проехать 8-10 км. Двигатель оставляют заведенным, установив машину на ровной поверхности, селектор переводят в позицию паркинга.
Уровень можно определить двумя способами (в зависимости от конструкции соответствующей модели АКПП):
- по отметке на щупе, которая не должна выходить за пределы диапазона «НОТ»;
- по интенсивности вытекания жидкости из контрольного отверстия – в нормальном состоянии масло слегка прокапывает.
Нехватка смазки приводит к перегреву АКПП, недостаточному давлению, с проскальзыванием и интенсивным износом фрикционных дисков. Если установлено, что она не вытекает из переливного отверстия либо уровень по щупу низкий, нужно немного долить, повторно выполнив контрольную процедуру.
Проверка уровня масла в АКПП
При достаточном уровне масло должно слегка вытекать
Стоимость ремонта
Если коробка-автомат буксует, без ремонта не обойтись. При обращении в сервисный центр стоимость услуг составляет от 5 000 до 10 000 руб. и больше, исходя из результатов диагностики и тяжести повреждений, без учета расходов на покупку необходимых запчастей и материалов.
Но учитывая конструктивную сложность современного автомата, ремонт АКПП лучше поручить профессионалам, обладающим опытом соответствующих работ и располагающих должным оборудованием.
Можно ли, если застрял зимой, буксовать и раскачивать автомобиль с АКПП
Нередко причиной преждевременного выхода из строя автоматической трансмиссии Opel, Kia Sportage, Mitsubishi или другого автомобиля становится буксование в грязи или по глубокому снегу.
Владельцу машины с АКПП важно понимать, почему нельзя долго буксовать на бездорожье. При попытке выбраться враскачку, и с сильными пробуксовками, резко возрастает температура трансмиссионной жидкости, что приводит к интенсивному износу фрикционных пакетов, узлов гидротрансформатора.
Это грозит преждевременным выходом из строя АКПП.
Если водитель на машине с автоматом попал в подобную ситуацию, чтобы исключить поломку трансмиссии, необходимо попытаться выехать, включив пониженную передачу. В противном случае можно выбраться только с помощью другой машины. А при буксировании коробку переключают в нейтральный режим.
Если автоматическая коробка буксует при разгоне или в других ситуациях – это серьезный признак, указывающий на необходимость ремонта. Нельзя игнорировать проблему, которая не исчезнет сама собой.
Так стоит ли дожидаться, пока АКПП откажет в самый ответственный момент, а тем более в дальней поездке, когда не приходится рассчитывать на быструю помощь? Напишите, что думаете по этому поводу, в комментариях.
Сохраните статью в закладках, чтобы не потерять ее.