*В некоторых моделях автомобилей направляющая перемещения переключателя режимов представляет собой не прямую линию, а зигзаг. Не все водители знают, было ли это решение продиктовано технической необходимостью или маркетинговой стратегией производителя.
Существует мнение, что в устаревших моделях АКПП используется зигзагообразный ход селектора, а в современных моделях АКПП переключение между режимами Park, Neutral, Drive и другими происходит по прямой.
С чего все началось?
Автомобильные автоматические коробки передач начали всерьез использоваться в середине 20 века. Данными трансмиссиями оснащались модели разной ценовой категории, а также версии премиум-класса. Особой популярностью пользуются традиционные гидравлические автоматы.
На ранней стадии применения крупнейшие мировые автомобильные бренды еще не согласовали стандарты расположения селектора и настройки режимов трансмиссии. Каждый производитель при производстве АКПП применял свои инновации и идеи, что создавало дополнительные трудности владельцам техники.
Например, большинство американских марок разместили селектор коробки передач механической коробки передач на рулевой колонке. Мне пришлось опустить рычаг вниз, чтобы включить первую передачу.
Переключение передач во время движения
Когда появилась первая гидроавтоматика, было совместно решено, что многие режимы должны включать последовательный переход: Парковка – Нейтраль – Движение – Понижение – Задний ход (или Спорт, если он дополнительно имеется).
Из-за отсутствия опыта работы с новой коробкой передач многие водители случайно включали селектор, как на старой модели. В результате автомобиль не мог двигаться вперед и вместо этого давал задний ход, что часто приводило к авариям.
Еще один недостаток – если переключатель находится под ручкой, отследить его текущее местоположение сложно. Водители обычно перемещают селектор не глядя. В ранних моделях АКПП пружина замка не обладала достаточной упругостью, поэтому ручка не всегда удерживалась в нужном положении. При проезде неровностей режим непроизвольно переключался, блокируя колеса и вызывая занос автомобиля.
Многие автовладельцы предъявляют претензии производителям автомобилей о возмещении ущерба из-за технических дефектов механизмов трансмиссии. Это послужило стимулом для новых решений для конструкторов, работающих над автоматическими трансмиссиями.
Характеристики автоматических коробок передач с прямым и зигзагообразным ходом переключения передач
Конструктивные и визуальные особенности АКПП
Если вы рассмотрите конфигурацию панели выбора скорости, то увидите, что переключатели перемещаются по прямой или зигзагообразной линии внутри слота, при этом режим указывается в соответствующем положении. Но есть ли конструктивные различия между этими типами АКПП? Это необходимо уточнить.
Зигзагообразный путь селектора
В зигзагообразной конфигурации переход с одного режима на другой требует изменения направления движения селектора. Впервые это решение было использовано разработчиками Mercedes в 1963 году на модели 280 SL.
Цель использования этой траектории:
Это облегчает водителю управление автомобилем и позволяет ощутить воздействие на физическое управление при смене режимов. Это облегчает контроль положения переключателя и предотвращает неисправности.
зигзагообразный путь выбора
Еще одним преимуществом этого метода является то, что редко используемые позиции выносятся на отдельную консоль.
Линейный способ переключения режимов работы
Использование линейных методов становится более обширным при анализе конфигурации переключателей АКПП большинства марок автомобилей. Используются следующие варианты конструкции селектора:
- С кнопочным пружинным стопором;
- без использования запирающего устройства на ручке.
Линейный метод переключения режимов работы
Рычаг с замком безопаснее. Селектор можно перемещать только после нажатия кнопки, что снижает риск возникновения аварийной ситуации.
Однако без стопора переключать режимы легко, но риск самопроизвольного переключения режимов остается.
Не подлежащие перемещению селекторы управления
Современные модели автомобилей оснащены полностью автоматическими коробками передач, а функцию селектора выполняет кнопка. Чтобы включить тот или иной режим, достаточно нажать соответствующую клавишу.
Селектор управления, который невозможно переместить
Есть ли существенные различия между АКПП с разным ходом селектора?
Рассматривая различные варианты комплектации селектора АКПП, речь не идет об изменении конструкции машины. Ведь, меняя положение переключателя, водитель не управляет коробкой передач механически, как в механической коробке передач, а передает конкретную команду, на которую автоматическая коробка передач обеспечивает соответствующую реакцию.
Какой лучше выбрать тип переключения?
Каждый тип селектора имеет свои преимущества и недостатки. Зигзагообразную конструкцию трассы стоит выбирать неопытным водителям. В этом случае легче контролировать положение переключателя и меньше вероятность ошибки.
Линейный селектор сокращает время, необходимое для работы машины.
В то же время в этих вариантах компоновки рычага переключения режимов принципиальных отличий в конструкции АКПП нет.
Поэтому стоит ли заморачиваться, ведь главное — надежность конструкции и функции управления можно адаптировать в любой момент. Поделитесь своим мнением в комментариях!
Сохраняйте статьи к себе в закладки, чтобы полезная информация всегда была у вас под рукой.