Гидромеханическая коробка передач A960 была разработана компанией Aisin по заказу концерна Toyota. АКПП использовалась на легковых автомобилях Lexus с задними ведущими колесами, а также ставилась на ряд моделей Toyota, предназначенных для внутреннего рынка Японии. Коробка базировалась на модели A750, что упрощает подбор запасных частей.
Технические характеристики A960Е
Автоматическая коробка A960E рассчитана на продольную установку и оснащается алюминиевым картером с задней крышкой-хвостовиком. Внутри установлены планетарные редукторы с пакетами фрикционов. Масляный насос имеет привод от гидротрансформатора, который оснащен фрикционом блокировки.
АКПП A960 предназначена для работы с бензиновыми двигателями 4GR FSE объемом 2,5 или 3 литра средней мощности.
Основные технические параметры коробки A960E:
- количество передач – 6 переднего хода и реверс;
- вместимость гидравлической системы – 7,2 л;
- вес заправленной коробки – 74,7 кг;
- допустимый крутящий момент – 300 Н*м.
Передаточные отношения указаны в таблице. На коробках A960E использовалось несколько вариантов главных пар (в зависимости от объема двигателя).
Передача | I | II | III | IV | V | VI | Реверс |
Соотношение | 3,538 | 2,060 | 1,404 | 1,000 | 0,713 | 0,582 | 3,168 |
АКПП А960Е
Особенности коробки передач
АКПП A960E имеет электронное управление, а введение дополнительной скорости позволило снизить расход топлива и частоту вращения коленчатого вала двигателя. Коробка поддерживает ручной алгоритм переключения (рычагом или лепестками, установленными под рулевым колесом).
A960E оснащалась двухфазным трехэлементным гидротрансформатором с коэффициентом преобразования крутящего момента 1,95.
В конструкции A960E используется центробежный механизм подавления давления жидкости, подключенный к фрикционным пакетам и повышающий плавность переключения. В гидроблоке имеется гидроаккумулятор, а часть соленоидов обеспечивают линейную корректировку давления масла по данным, поступающим от блока управления двигателем.
Коробка A960E настроена на плавное переключение передач и минимизацию оборотов двигателя для повышения акустического комфорта при движении. Односторонняя муфта блокировки гидротрансформатора начинает срабатывать уже на второй передаче при частично открытой дроссельной заслонке.
Коробка не рассчитана на агрессивный стиль управления. При соблюдении правил эксплуатации ресурс A960E превышает 500 тыс. км.
Схема
Коробка A960E оснащается одним валом, на котором установлены планетарные редукторы и муфта гидротрансформатора. Расположенный в нижней части картера гидроблок управляет фрикционными пакетами и тормозами, обеспечивая переключение скоростей.
Коробка A960E укомплектована системой прогрева масла антифризом, который подается из системы охлаждения двигателя.
Гидротрансформатор установлен на валу Input Shaft. Для преобразования момента используются 3 планетарных редуктора (Front, Center и Rear). В схему входят по 4 фрикционных пакета и тормоза (литеры С и В соответственно), а также 4 односторонние муфты сцепления (обозначены на схеме буквами F1-F4).
Разрез коробки A960E
На каких авто устанавливалось АКПП
Автоматическая коробка A960E (или TB-65 по внутренней системе обозначений Lexus) использовалась на автомобилях:
- Lexus GS 300 2006 модельного года и позднее;
- Lexus IS250 2007 модельного года и позднее;
- Lexus IS300 выпуска с 2005 г.;
- Toyota MARK X сборки с 2004 г. (модель для внутреннего рынка Японии);
- Toyota Crown 2500CC;
- Toyota 86/Scion FR-S/Subaru BRZ I поколения (последние машины собрали в 2021 г.).
Lexus GS 300
Lexux IS 250
Toyota Mark X
Как увеличить ресурс A960Е
Коробка A960E вырабатывает свой ресурс при пробегах от 200 до 500 тыс. км. Большой разброс километража обусловлен разными условиями эксплуатации.
Для увеличения ресурса необходимо перейти к размеренному стилю вождения. Перед началом движения при отрицательной температуре воздуха следует прогревать коробку.
Обновление масла показано через 10-15 тыс. км с заменой фильтра. Все это положительно сказывается на долговечности A960E.
Типичные неисправности коробки переключения передач
Для коробок A960E существует ряд неисправностей, связанных с конструктивными особенностями агрегатов. Например, владельцы жалуются на толчки при переключении с 1 на 2 скорость, удары при переходе из режима R в D или пробуксовку при движении на спуске. Дефект кроется в блоке управления, в котором требуется повторная пайка ряда микросхем.
Иногда отказывается соленоид SLT, что также вызывает проблемы при переключении.
Соленоид SLT
Неисправности гидротрансформатора
Поломки гидротрансформатора A960E связаны с агрессивным стилем езды, но владельцы иногда сталкиваются с преждевременным износом накладки муфты блокировки (особенно – при частом использовании спортивного режима). Мелкодисперсная пыль и частицы клея попадают в масло и забивают фильтр, а также засоряют каналы в гидроблоке и клапана.
Проблема усугубляется при нерегулярном обслуживании A960E. Длительная эксплуатация коробки с неисправной муфтой блокировки приводит к разрушению фрикционных пакетов из-за неравномерного включения и выключения.
Гидротрансформатор
Подтеки по сальникам маслонасоса
Разрушение сальников масляного насоса A960E относится к числу распространенных проблем. При нарушении герметичности уплотнителей возникают вибрации вне зависимости от режима работы АКПП.
При игнорировании проблемы владелец столкнется с поломкой насоса и полным отключением коробки.
Сальник АКПП
Проблемы электроники
Расположенный в нижней части коробки A960E гидроблок с соленоидами чувствителен к перегреву. Спортивный стиль езды приводи к ускоренному износу клапанов и появлению проблем при переключении.
Иногда отмечаются случаи повреждения изоляции проводов, но сам блок управления расположен вне коробки и не страдает при перегреве.
Износ железа
Еще одна проблема A960E – износ механических компонентов, который проявляется при пробегах свыше 250 тыс. км на коробках, обсуживавшихся нерегулярно. Разрушаются фрикционные пакеты (например, часто выходит из стоя комплект стальных дисков A960E Reverse).
Передний планетарный редуктор работает под высокой нагрузкой и подлежит замене при капитальном ремонте A960E.
Фрикционные диски С какими проблемами в работе A960E сталкивались? Как справились с ними? Отказал соленоид SLT, обращался в автосервис 20% Неисправности гидротрансформатора, обращался в автосервис 0% Износ железа, обращался в автосервис 20% Сталкивался со многими проблемами, чинил самостоятельно 20% Поделюсь своим опытом в комментариях 40% Проголосовало: 5
Замена масла и фильтра в АКПП
В A960E использовался войлочный масляный фильтр в пластиковом корпусе, отличающийся малым весом и компактными размерами. Картридж расположен в поддоне и подлежит замене при каждом сливе масла.
Для контроля уровня жидкости в коробке установлена трубка перелива, закрытая пробкой. Масло заправляется через канал, расположенный на боковине картера и закрытый пробкой (Refill Plug на схеме).
Расположение пробок на картере и поддоне A960E
В соответствии с заводским мануалом, для заправки A960E используется масло Toyota WS (7.2l), которое поставляется на рынок запасных частей в металлических канистрах. В качестве замены можно брать жидкости Idemitsu ATF Type TLS-LV или Ravenol ATF T-WS Lifetime, которые идентичны по характеристикам оригинальному маслу.
Toyota WS
Idemitsu ATF
Равенол ATF T-WS
Для обслуживания коробки A960E необходимо:
- Прогреть двигатель и АКПП (например, совершив поездку на расстояние 15-20 км).
- Поднять автомобиль на горизонтальной платформе, вывернуть пробки заправки и слива.
- Отвернуть 20 болтов, удерживающих поддон на картере, снять крышку для мойки и очистки от стружки, продуктов износа фрикционных пакетов.
- Отвернуть 4 болта и снять фильтр.
- Установить новый картридж с резиновым кольцом и смонтировать на место поддон с новой прокладкой.
- Залить в картер свежее масло до момента появления течи из переливной трубки.
- Закрутить сливную пробку и добавить еще 1 л масла, запустить двигатель, одновременно переводя селектор через все положения.
- Прогреть A960E до +46⁰…+56⁰С (температуру проверять по тестеру или путем замыкания контактов 4 и 13 в диагностической колодке). Перед установкой перемычки надо отключить кондиционер, а после монтажа перевести селектор в позицию S, а затем последовательно перебрать все передачи. После вывести ручку в зону D и на протяжении 6 секунд четырежды перевести из положения D в N и обратно. В комбинации приборов включится на 2 секунды лампа режима D, а при прогреве АКПП до +46⁰С сигнализатор загорится снова. При достижении +56⁰С индикатор начнет мигать.
- После прогрева вывернуть пробку из сливного отверстия и удалить излишки масла. Если жидкость не вытекает из переливной трубки, то необходимо остановить мотор и долить масло, а затем повторить процедуру контроля.
Коробка Aisin A960E не относится к числу агрегатов, распространенных на рынке в РФ. Она отличается мягкой работой, одновременно поддерживая хорошую динамику разгона. При регулярном обслуживании АКПП выдерживает до 500 тыс. км до капитального ремонта, который лучше проводить в условиях сервиса.
Сохраните статью в закладках, чтобы полезные инструкции всегда были под рукой.