Неисправности АКПП имеют различные причины и проявления, начиная от скачков и рывков при переключении передач, заканчивая клином или полной неработоспособностью трансмиссии. Даже незначительные, на первый взгляд, проблемы вызывают дискомфорт во время вождения и влияют на безопасность на дороге.
Владельцы автомобилей с коробкой-автомат должны знать, в чем причины неисправностей, как они себя проявляют, и каким способом их устранить.
Причины неисправностей коробки автомат
Первое, с чем стоит разобраться автовладельцу, — почему может возникнуть стук в АКПП, ошибки в переключении скоростей, гул, сбои в работе ЭБУ.
Проблемы кулисы рычага
Распространенная ситуация, когда кулиса вдруг заклинила и не работает. Этому может быть несколько причин:
износ или повреждение, из-за чего возникают сложности с переключением; повреждение рычага из-за удара, ошибок применения или старения; неправильная настройка или поломка механизмов для регулировки; недостаточное количество рабочей жидкости или устаревшее масло; нарушение работы внутренних элементов и т. д.
Для ремонта такой поломки на Mazda или других авто часто требуется демонтаж трансмиссии. Но есть модели, где решить проблему удается без снятия АКПП.
Повреждение кулисы рычага переключения режимов
Mazda B-Series
Неполадки с гидроблоком
На старых авто установлены чугунные гидроблоки, имеющие большой ресурс и выдерживающие полный срок службы автомобиля. В более современных авто они изготовлены из менее прочных материалов, что негативно влияет на ресурс.
На фоне снижения надежности появляются следующие проблемы:
накопление масляных отложений, пыли или грязи внутри, что может привести к неправильной работе; износ или повреждение клапанов и соленоидов, отвечающих за управление потоком масла и переключение передач; проблемы с электрическими компонентами (датчики и разъемы); нарушение давления масла; повреждение гидромуфты и т. д.
Все эти неполадки зачастую приводят к серьезным неисправностям АКПП Toyota или других авто, вплоть до повреждения колокола и полного выхода из строя трансмиссии.
Назначение гидроблока АКПП
Проблема с гидротрансформатором
Проблемы при движении часто вызваны неисправностью гидротрансформатора — ключевого компонента АКПП, отвечающего за передачу мощности от двигателя к трансмиссии.
Причины проблемы:
- Утечка масла, что нередко приводит к снижению давления и ухудшению работы. Возникает из-за износа уплотнительных колец, трещин в корпусе или повреждений соединительных шлангов.
- Неправильное давление масла, что приводит к трудностям с переключением передач, ухудшению плавности работы.
- Износ механизмов. Результатом становятся проблемы при передаче мощности, нестабильная работа и повышенное трение.
- Засорение фильтра масляной системы гидротрансформатора. Происходит ограничение потока смазки и снижение эффективности работы.
- Повреждение турбины или насоса.
Гидротрансформатор
Эти неисправности зачастую приводят к сбою в работе АКПП и необходимости проведения ремонтных работ.
Неполадки блока управления
Поломки электронного блока управления (ЭБУ) – распространенная причина проблем с коробкой автомат. Это связано с тем, что устройство отвечает за работу гидротрансформатора, регулировку работы КПП и т. д.
Причины неисправности:
- электрические сбои в работе, связанные с повреждением разъемов, коротким замыканием, сбоем в электронных компонентах или проблемами с проводкой;
- проблемы с ПО или ошибки;
- выход из строя датчиков и сенсоров, передача к АКПП Рено DP2 или других моделей неправильную информацию;
- коррозия и окисление электрических контактов или разъемов в блоке управления;
- физические повреждения ЭБУ, такие как удары, вибрации или повреждение корпуса.
Определить такие неисправности можно по сложностям в работе АКПП. В некоторых случаях коробка-автомат вовсе блокируется.
Устройство ЭБУ
Основные признаки неисправности автоматических коробок передач
Чтобы понять, что имеет место поломка коробки-автомат и необходимо принимать меры, нужно обратить внимание на «поведение» автомобиля.
Проблема проявляет себя разными способами: АКПП не включается, гудит, возникают ошибки в работе и т. д. Ниже разберем признаки поломок для разных видов автоматических трансмиссий.
Симптомы неисправностей гидромеханического автомата АКПП
В случае с гидромеханической коробкой-автомат:
сложности переключения скоростей; необычные задержки и рывки при включении; шумы и вибрации, возникающие в момент переключения; повышение расхода топлива из-за неэффективной работы АКПП; утечка рабочей жидкости; перегрев, из-за чего возникают неисправности с насосом АКПП и другими элементами; нестабильная работа или резкое снижение мощности.
Гидромеханическая коробка передач
Признаки поломок вариаторной коробки
Для вариаторной КПП немного иные признаки неисправностей:
повышенная частота оборотов при небольшой скорости; появление посторонних звуков, вибрации и дрожания в момент переключения; задержки при изменении передачи или плохая плавность переключения; увеличение потребления горючего; течь рабочей жидкости, что показывает на проблемы с герметичностью; перегрев и появление соответствующих сигналов.
Вариатор CVT
Разобравшись с признаками, важно вовремя их диагностировать и не давать АКПП умирать при появлении поломок.
Признаки неисправностей роботизированной коробки
Для РКПП также существуют характерные признаки поломки:
задержка при переключении передачи; отсутствие ответа на нажатие педали газа; дергание и дрожание в моменте изменения скорости; посторонние звуки и треск во время работы; появление предупреждений или ошибок на приборной панели; следы течи масла; снижение мощности или повышенный расход горючего.
Роботизированные коробки
Рассмотренные признаки неисправности могут свидетельствовать о проблемах со сцеплением, шестернями, актуатором и другими механизмами АКПП.
Таблица признаков и причин неисправности АКПП
Для наглядности приведем таблицу с указанием основных симптомов неисправности и причин.
Признаки | Диагноз |
Авто не едет вне зависимости от включенной передачи | Недостаточно масла Загрязнение фильтра Повреждение гидротрансформатора Неисправность фрикционных дисков / тормозных лент Износ ведущей шестеренки помпы Повреждение клапана/соленоида гидравлического блока Разрушение или износ поршневых манжет |
Во время ХХ возникают странные шумы | Износ дисков фрикционных муфт |
Машина не движется. При включении передачи слышен толчок включения скорости | Снижение уровня рабочей жидкости Загрязнение фильтра в АКПП Повреждение гидротрансформатора |
Редкое падение давления в коробке-автомат | Снижение уровня масла Клин перепускного клапана в помпе Загрязнение гидравлического блока и соленоида Формирование воздушной подушки в каналах, через которые идет масло |
Авто не едет при включении передней скорости, но в позиции «R» все работает | Повреждение клапана гидроблока Разрушение/износ поршневых манжет, колец-уплотнителей или фрикционных дисков в муфте прямого хода |
При переключении скоростей на АКПП без нажатия на акселератор мотор глохнет | Клин клапанов в гидроблоке или заклинивание колес гидротрансформатора |
Авто не едет при включении задней скорости, а при использовании передней неисправность пропадает | Износ тормозной ленты или других фрикционных элементов Повреждение поршневой манжеты тормозной ленты или штока поршня |
Около дифференциала можно услышать посторонний звук | Повреждение подшипника дифференциала Клин пальца сателлитов или люфт Неисправность ведомой/ведущей шестеренки |
Машина не едет назад. При движении вперед 1-я и 2-я скорость работает, а другие не включаются | Износ или повреждение поршневых манжет, колец-уплотнителей или фрикционных дисков муфты прямого хода Неисправность шлицов в корпусе барабана |
Авто едет, когда АКПП холодная, но после нагрева машина тормозит. Двигаться дальше не получается вне зависимости от выбранной скорости | Износ дисков фрикционных муфт или снижение давления смазки из-за загрязнения фильтрующего элемента |
Автомобиль едет только по прямой. При попытке движения в гору появляется пробуксовка, а пониженная скорость включается раньше времени | Недостаточное количество масла в коробке-автомат Износ колец-уплотнителей, фрикционных дисков манжеты и муфты прямого хода |
Машина не разгоняется в любом из положений АКПП | Деформация или поломка лопаток на колесе турбины или реакторе |
ТС едет, если ручка КПП включена в нейтральную позицию | Склеивание фрикционного диска и муфты между собой Клин фрикционной муфты и поршня |
Сильные толчки в момент переключения | Поломка клапана или пружины возврата гидравлического блока Износ дисков фрикционных муфт |
Автомобиль буксует в момент начала движения и при разгоне, а потом неисправность пропадает | Поломка фрикционных дисков или манжет поршня, повреждение шлицев в ступице турбины вала КПП |
Машина не едет, а давление низкое или отсутствует | Поломка шлицей на валах насоса или стартера гидротрансформатора |
Включение повышенной скорости АКПП раньше времени после набора скорости | Клин центробежного регулятора Забивание сетки фильтрующего элемента Ошибки регулировки тросика клапана-дросселя |
Автомобиль не едет, но давление нормальное | Поломка шлицев в турбинной ступице гидротрансформатора |
Пробуксовка муфты при смене скорости | Низкий объем масла в АКПП Недостаточное давление из-за поломки гидротрансформатора или ошибок в работе соленоидов Загрязнение фильтрующего элемента |
АКПП пробуксовывает при езде, слышно подергивание | Неисправность обгонной муфты |
Кикдаун не работает, при резком нажатии на газ более низкая передача не активируется | Поломка датчика давления, электроцепи ножного выключателя Клин клапана гидроблока или регулирование привода заслонки дросселя |
Диагностика АКПП
Для определения неисправности коробки-автомат проводится комплекс работ. Это позволяет выявить проблемы с обгонной муфтой, блоком и управляющими шлейфами и т. д.
Базовые способы диагностики неисправностей АКПП
Наиболее простой путь — поставить диагноз без демонтажа. Для этого требуется:
- Проверка уровня и состояния масла.
- Контроль на наличие утечек, которые часто указывают на проблемы с уплотнениями или повреждениями в системе.
- Анализ работы переключения передач.
- Проверка работы в режиме парковки, нейтральном положении и задней передаче.
- Считывание кодов ошибок с помощью сканера.
Диагностика для выявления неисправности нередко проводится следующим образом:
- на слух или со слов владельца;
- на ощупь — проверка электрической цепи, давления, прочтение кодов;
- разборка — примеряется при серьезных неисправностях АКПП, когда выявить проблему иным способом не удается.
Расшифровка кодов системы самодиагностики для выявления причин неисправности автоматической коробки передач
Поломку легко определить путем считывания и расшифровки ошибок. Работа выполняется в несколько этапов:
- Найдите специализированный автомобильный сканер, который поддерживает функцию считывания кодов АКПП.
- Подключите устройство к порту диагностики автомобиля.
- Запустите процесс считывания кодов ошибок.
- Используйте справочник или обратитесь к руководству для расшифровки.
- Интерпретируйте неисправность.
К основным ошибкам можно отнести следующие:
- Р0700, Р0701, Р0702 — ошибки ЭБУ;
- Р0703, Р0719, Р0724 — поломка датчика крутящего момента;
- Р0704 — неправильные данные датчика сцепления;
- Р0705 — ошибочные данные от датчика положения ручки АКПП;
- Р0706 — неправильная регулировка селектора коробки-автомат;
- Р0711, Р0712, Р0713, Р0714 — ошибки датчика температуры охлаждающей жидкости;
- Р0715, Р0717, Р0718 — ошибки датчика турбины;
- Р0720, Р0721, Р0722, Р0723 — неправильная данные датчика вращения вала;
- Р0725, Р0726, Р0727, Р0728 — ошибки датчика оборотов мотора;
- Р0730 — ошибки регулировки АКПП;
- Р0731, Р0732, Р033, Р0734, Р0735 — неправильная регулировка 1-5 скорости соответственно;
- Р0736 — ошибка регулирования заднего хода;
- Р0740, Р0741, Р0742, Р0743, Р0744 — повреждение муфты сцепления и т. д.
Существуют и другие ошибки, которые могут свидетельствовать о неисправности датчика скольжения, подсветки переключения, датчика соленоида, электронного регулятора давления и т. д. Подробную информацию можно найти в мануале к транспортному средству.
Типичные неисправности АКПП и их устранение
Найденная проблема может выглядеть серьезно, но в большинстве случаев ее легко устранить. Для этого важно знать конструктивные особенности, режим работы трансмиссии и правила ремонта.
Поломки, связанные с износом фрикционных дисков
Для устранения поломки требуется провести диагностику, проанализировать состояние фрикционных дисков и при выявлении износа заменить их. Для этого требуется снятие и разбор АКПП.
При замене стоит обслужить и другие элементы: соленоиды, гидротрансформатор и клапан. Далее проводится тестирование и настройка методом, который рекомендует завод-изготовитель.
Фрикционные диски АКПП
Проблемы, связанные с трансмиссионной жидкостью
В ситуации, когда нет давления масла в АКПП, возникают утечки, требуется проверить уровень, устранить течи (если имеются), поменять рабочую жидкость. При серьезном загрязнении важно поменять масло, промыть систему, проверить фильтр и устройство охлаждения.
Цвет масла: от свежего до непригодного (слева направо)
Непригодное масло, наличие металлической стружки
Проблемы, мешающие полноценной езде
Если автомобиль с АКПП не едет, проверьте уровень масла и наличие утечек. Оцените работу соленоидов, поломка которых часто приводит к задержкам или трудностям в переключении скоростей.
Оцените состояние электрических подключений, разъемов и проводов. В сложных случаях требуется более глубокая диагностика и ремонт.
Соленоиды
Коробка-автомат не переключает скорости
До выполнения ремонта требуется проверить уровень и состояние смазки, оценить качество электрических соединений и целостность компонентов, проверить работу соленоидов и состояние фрикционных дисков. При необходимости поврежденные элементы требуется заменить.
Неисправности АКПП, связанные с электроникой
Если трансмиссия начинает тупить, причиной неисправности часто является электроника (ЭБУ). Для решения проблемы проверьте электрические подключения, считайте и расшифруйте ошибки, проверьте модуль управления АКПП, работу датчиков и соленоидов.
При выявлении неисправности поврежденные детали стоит поменять или отрегулировать.
Как предотвратить возникновение неисправностей автоматической коробки передач
Для защиты АКПП от поломок в будущем рекомендуется следовать ряду простых советов:
- Регулярно меняйте трансмиссионную жидкость согласно рекомендациям производителя. Это помогает поддерживать оптимальное состояние масла и защищает компоненты АКПП от износа.
- Проверяйте уровень смазки с помощью щупа и убедитесь, что он находится в пределах рекомендаций производителя. Снижение объема масла часто приводит к повреждению компонентов АКПП.
- Старайтесь избегать частого и длительного эксплуатации автомобиля с высокой нагрузкой, особенно на горных дорогах или при перевозке тяжелых грузов.
- Следуйте инструкциям и рекомендациям производителя по правильному переключению передач. Не допускайте резкого изменения скоростей, избегайте частого перехода между «вперед» и «назад» без полной остановки автомобиля.
- Проводите регулярное техническое обслуживание АКПП в авторизованном сервисном центре. Это позволяет выявить потенциальные проблемы и своевременно их устранить, а также выполнить регулировку и проверку компонентов.
- Всегда прогревайте авто с коробкой-автомат перед началом движения. Это особенно актуально для авто, которые эксплуатируются в условиях сильных морозов.
- Старайтесь не перемещать ручку трансмиссии в положении нейтрали или парковки при движении по городу. Достаточно нажать на тормоз при остановке на светофоре.
- Будьте внимательны к любым необычным звукам, вибрациям, рывкам или другим признакам неисправностей в работе АКПП. Если таковые появляются, сразу принимайте меры.
В комментариях поделитесь опытом эксплуатации автомобиля с коробкой-автомат. Расскажите, с каким сложностями приходилось сталкиваться, и как их удалось преодолеть. Сохраните материал в закладках, чтобы быстро получить к нему доступ.