Немецкий автомобильный концерн Volkswagen Aktiengesellschaft (VAG) – один из мировых лидеров рынка. Принадлежащие ему бренды легковых машин, включая марку Audi, славятся совершенством технических решений и большой надежностью. Это в полной мере относится к автоматическим трансмиссиям, ресурс которых (при грамотном уходе) доходит до 500 тыс. км. и более. Чтобы добиться такой долговечности, необходима своевременная замена масла в АКПП Ауди А4 и других моделей.
Причины ухудшения свойств смазки в АКПП и вариаторе
Трансмиссионное масло в АКПП (вариаторе) современного автомобиля – это не просто жидкость для смазки трущихся деталей. Оно служит рабочим телом для многочисленных гидравлических механизмов автомата, которые передают значительные усилия от двигателя. При работе ATF контактирует с высоконагруженными поверхностями трения (редукторами, фрикционами), нагревается до высоких температур, испытывает перепады давления.
Чтобы ATF хорошо отводило тепло от трущихся деталей, не образовывало пену при контакте с узлами вращения, не окислялось при нагреве, в его основу вводят множество специальных присадок: модификаторов трения, загустителей, ингибиторов вспенивания и т. д.
В процессе эксплуатации эти вещества постепенно разлагаются, выгорают, выпадают в осадок. Лишенная присадок смазывающая основа перестает удовлетворять жестким техническим требованиям, поэтому жидкость в АКПП (вариаторе) нужно вовремя заменить.
Кроме постепенной потери присадок, негативно влияет на качество неизбежное накопление твердых частиц, которые появляются при износе металлических деталей и фрикционных накладок.
Они не только портят внешний вид смазки, делая ее непрозрачной и меняя цвет, но и откладываются в виде грязи на внутренних частях коробки – особенно в узких каналах и других труднодоступных местах.
Цвет масла: от свежего до непригодного (слева направо)
Непригодное масло
Какие масла подойдут для коробки Audi A4
Чтобы заменить масло в автоматической трансмиссии Audi A4, необходимо точно знать тип АКПП или вариатора, установленного на машине. Такое требование связано с тем, что различные модели коробок могут отличаться по настройкам, уровню нагрузок и рабочих температур. Соответственно меняются и допустимые технические параметры рабочей жидкости ATF.
Ошибочное использование масла менее качественного состава вызовет разрушение тонкой механики АКПП (вариатора). Верно и обратное – если частично заменить масло в коробке на заведомо более дорогое и современное, то его показатели войдут в противоречие с настройками агрегата, что приведет к нештатным переключениям передач.
Если частично заменить в коробке-автомате масло на иной класс, чем установлено по инструкции, то образуется эмульсия, свойства которой нельзя заранее предсказать.
Основная проблема при подборе масла для автоматической трансмиссии Audi A4 – в большом количестве моделей АКПП и вариаторов, входивших в комплектации разных лет.
Точно узнать конкретный тип коробки на Audi A4 можно по VIN-коду или техническому паспорту автомобиля.
Audi A4
Приблизительный (не полный) перечень возможных комплектаций приведен в таблице.
Модель Audi A4, поколение (тип кузова) | Годы выпуска | Тип трансмиссии | Модель трансмиссии |
B5 | 1995 – 2001 | АКПП 4 ст. | 01N (AG4) |
АКПП 5 ст. | ZF 5HP19 (01V) | ||
B6 | 2000 – 2006 | Вариатор | 01J (Multitronic VL-300) |
АКПП 6 ст. | ZF 6HP26 (09Е) | ||
B7 | 2004 – 2009 | АКПП 6 ст. | ZF 6HP19 /A (09L) |
Вариатор | CVT 0AW (VL380) | ||
B8 | 2007 – 2011 | АКПП 7 ст. | DL501 (0B5) |
АКПП 6 ст. | ZF 6HP26A (09Е) | ||
Вариатор | CVT 0AW (VL381) | ||
B9 | C 2015 | АКПП 8 ст. | ZF 8HP55, 8HP65, 8HP90 |
АКПП 7 ст. | DL382 (0CK) | ||
Вариатор | 01J (CVT) |
Технические допуски к маслу для АКПП разных типов:
- 01N (AG4) – VAG G 052 162 A2 (стандарты DEXRON III, VI/MERCON);
- ZF 5HP19 – VAG G052 162 A2;
- ZF6HP26 – VAG G 052 182 A2 (DEXRON VI);
- ZF 8HP55A – ZF 5961308143 (Lifeguard Fluid 8 HP).
АКПП 01N
VAG G 052 162 A2
5HP19
Гидромеханическая коробка 6HP26
АКПП ZF 8HP55
ZF LifeguardFluid 8HP
Для вариаторов (Multitronic) разработаны особые составы трансмиссионных масел. Их нельзя заменить на ATF обычных АКПП:
- 01J (0AN) – VAG G052 180 A2;
- 0AW (VL381) – VAG G052 516 A2.
Вариатор 01J
Коробка передач 0AW
VAG G052 516 A2
Поскольку сам автоконцерн VAG не занимается изготовлением автохимии (смазочных материалов), оригинальным считается синтетическое трансмиссионное масло Mobil ATF LT71141. Оно производится по стандартам Audi.
Mobil ATF LT71141
Это масло можно заменить аналогами той же спецификации:
- MANNOL ATF AG52 Automatic Special;
- ZIC ATF Multi HT;
- Liqui Moly Top Tec ATF 1200.
Mannol ATF WS Automatic Special
ZIC ATF MULTI LF
Liqui Moly ATF Top Tec 1200
Периодичность и объем жидкости на замену
Хотя для некоторых моделей АКПП, входивших в комплектацию Audi A4 разных лет, регламентом производителя не установлен интервал обновления смазки, заменять рабочую жидкость трансмиссии рекомендовано каждые 60-80 тыс. км. пробега в нормальных условиях.
Если Audi A4 используют с увеличенными нагрузками (спортивный стиль езды, буксировка прицепа, коммерческая эксплуатация в такси и т. д.), этот срок должен быть еще уменьшен. Чаще менять масло в коробке-автомате потребует езда в холмистой или горной местности.
Для трансмиссий с вариатором Audi A4 срок между сменами масла также каждые 60 тыс. км.
Стандартные объемы масла в разных типах трансмиссий:
- АКПП ZF 5HP19 – замена полностью – 9,0, частично – 2,6 литров;
- АКПП ZF6HP26 – замена полностью – 9,0-9,5, частично – 3,0-3,5 литров;
- вариатор 01J – замена смазки полностью – 7,5, частично – 5 литров.
Для других коробок-автоматов возможны иные цифры.
Как проверить уровень масла
На всех моделях автоматических трансмиссий Audi A4 (АКПП и вариаторах) отсутствует подкапотный щуп уровня масла. Контроль количества смазки выполняют через заливную пробку снизу автомобиля. Для этого необходимо установить авто на подъемник или смотровую яму.
Пробка заливного отверстия
Пробка заливного отверстия (на рисунке поз. 2) размещена на нижней плоскости поддона АКПП. Выше ее находится втулка с отверстиями внутри картера, соответствующими нормальному уровню жидкости.
Шестигранным ключом на 17 откручивают пробку залива, подставляют емкость для смазки. При правильном объеме ATF жидкость выходит из отверстия отдельными каплями или прерывистой струйкой. Если отверстие осталось сухим – уровень масла недостаточный, требуется доливать до нужного количества.
Температура масла в момент проверки должна быть в пределах 40-45оС (можно проверить через диагностический разъем электросистемы авто). Если его уровень в АКПП (вариаторе) Audi A4 проверяют при большей температуре – после остывания жидкости будет недолив.
Замена жидкости коробки в автосервисе
Чтобы заменить масло и промыть все каналы и полости АКПП Audi A4, на станциях техобслуживания используют специальные установки со встроенным насосом. Агрегат подключают к гидросистеме трансмиссии через шланги радиатора охлаждения.
По прозрачным вставкам определяют, когда циркулирующее масло будет прозрачным. Это повышает расход свежей смазки в сравнении с ручной заменой.
Чтобы полностью заменить масло в АКПП (вариаторе) Audi A4, его потребуется порядка 15 литров.
Аппаратная замена в автосервисе
Самостоятельная замена масла в АКПП Ауди А4
Замена масла в АКПП Audi A4 своими руками тоже возможна. Нужно выполнить следующие действия:
- Устанавливают машину на горизонтальном основании с удобным доступом снизу (смотровая яма, эстакада). Селектор коробки в положении «паркинг», все электронные устройства авто выключены (чтобы иметь возможность запуска двигателя на короткое время без вмешательства бортовых систем).
- Дождавшись остывания ATF, выкручивают сливную пробку на картере коробки, дают маслу вытечь в подготовленную емкость.
- Снимают поддон, промывают от нагара и отложений. Оценивают общий износ агрегата по количеству металлической стружки на магнитах.
- Заменяют фильтр с уплотнительным кольцом.
- Очистив поверхность, можно заменить прокладку на новую и прикрутить поддон к коробке.
- В заливное отверстие подают свежее масло, пока оно не начнет выливаться обратно. Для этого используют воронку с изогнутым наконечником или специальные емкости с нагнетателем.
- Отсоединив шланг ATF от радиатора, запускают двигатель Audi A4 на 3-5 секунд, не более. При этом какой-то объем грязной смазки выльется в подставленную тару. Его нужно заменить на то же количество свежего масла.
- Повторяют короткий запуск с доливом до тех пор, пока не начнет выходить чистая жидкость.
- Соединив магистрали охлаждения, окончательно устанавливают уровень в системе. Для этого проходят ручкой переключения по очереди по всем позициям.
- Прогрев трансмиссию в движении до 45оС, проверяют объем смазки в АКПП, при необходимости дают стечь излишку.
Замена масла в вариаторе Ауди А4
Замена масла в вариаторе Audi A4 проводится по той же схеме, что в коробке-автомате, с учетом конструктивных отличий узла. Вариатор не имеет съемного поддона, а фильтр можно заменить отдельно, не разбирая весь агрегат.
Проверку уровня и долив свежей ATF также выполняют через нижние отверстия в корпусе. При этом внимательно контролируют температуру смазки – она должна быть в пределах 40-45оС.
Если вам приходилось проводить замену масла в вариаторе или АКПП Audi A4, поделитесь своим опытом в комментариях! Ваш рассказ, а лучше и фотографии, помогут многим владельцам машин той же марки!