Автоматическое торможение двигателем использует трансмиссию для плавного замедления, одновременно снижая нагрузку на колесные механизмы. Основные рекомендации по правильной эксплуатации можно найти в инструкции по эксплуатации. Водителям следует внимательно прочитать руководство. При неправильном выполнении существует риск повреждения гидротрансформатора или АКПП.
Когда следует использовать метод торможения двигателем
Торможение двигателем при установке автоматов на автомобили применяется в следующих случаях:
- Путешествие по длинным склонам. Использование штатных тормозов может привести к перегреву дисков (барабанов) и колодок, что снизит эффективность работы. Включение нижней ступени и двигателя может снять часть нагрузки и снизить риск стандартного отказа тормозов.
- Плавное замедление при движении по городу или по трассе. Чтобы начать торможение, просто уберите ногу с педали газа или уменьшите давление. При необходимости можно использовать колесный механизм (например, при немедленной остановке на светофоре или при обнаружении препятствия на дороге).
- Движение по скользкой дороге. При нажатии на тормоза колеса могут заблокироваться и заскользить (Примечание относится к автомобилям, которые отсутствуют, неисправны или имеют отключенную АБС). Режим автоматического торможения двигателем позволяет сохранить контроль над автомобилем, но использует комбинированный метод плавного нажатия педали тормоза при отпускании акселератора для эффективного снижения скорости.
автоматический моторный тормоз
Как происходит торможение машины двигателем
Замедление транспортного средства классифицируется на следующие виды:
- аварийная или аварийная ситуация, когда автомобиль необходимо как можно скорее автоматически остановиться (например, для предотвращения аварии). Ускорение при торможении достигает 9 м/с². Колесные тормоза используются для остановки.
- рабочие или обычные тормоза, используемые в нормальных условиях движения (ускорение до 3 м/с²). Если конечная скорость равна нулю, торможение считается завершенным. В противном случае режим указывается как частичное замедление. Для остановки используется колесный механизм. Также есть способ использовать его совместно с торможением двигателем.
При отпускании педали газа и закрытии дроссельной заслонки (точнее, в положении холостого хода) двигатель загружается и автоматически и плавно снижает обороты. Уменьшение подачи топлива снижает энергию, выделяющуюся при сгорании смеси в цилиндре.
Момент инерции от движущегося автомобиля передается на силовой агрегат через колеса и АКПП. Сила тормозов зависит от скорости движения, массы автомобиля, состояния и объема цилиндров двигателя.
Это означает, что инерция расходуется на вращение гидротрансформатора и коленчатого вала двигателя в обратном порядке. Демпфирование инерции и скорости вызвано силами трения и нагрузками, возникающими при сжатии воздуха внутри цилиндра.
Эффективность торможения двигателем зависит от передаточного числа или подключенных в автоматической коробке передач или другом трансмиссионном агрегате передач.
Плюсы торможения двигателем
Основное преимущество автоматического торможения двигателем заключается в том, что оно снижает скорость износа колодок и дисков (барабанов) и уменьшает возможность блокировки колес на скользких поверхностях. Уменьшение нагрузки на тормоза снижает риск перегрева механизма на затяжных спусках.
Использование режима торможения двигателем с автоматической коробкой передач приводит к тому, что система впрыска прекращает подачу бензина в цилиндры при отпускании педали газа, что приводит к снижению расхода топлива (за счет движения накатом). В карбюраторе автоматически срабатывает клапан, перекрывающий линию подачи топлива из поплавковой камеры в жиклер.
Торможение двигателем теоретически используется для остановки автомобиля с автоматической коробкой передач в случае отказа основной системы (на практике исключается одновременный выход из строя двух независимых гидроконтуров). Грузовые автомобили и автобусы используют торможение двигателем, что эффективно замедляет их движение, не задействуя колесные механизмы.
Экономия топлива
автоматическое торможение двигателем помогает снизить расход топлива. Если автомобиль оснащен бортовым компьютером, то при движении автомобиля и отпускании педали газа на экране будет отображаться значение 0,0 л/ч (при включенном кондиционере значение будет примерно 2- 3 л/ч) ч возможно).
Для прекращения подачи топлива необходимо соединение коленчатого вала с колесами. Когда селектор находится в нейтральном положении, двигатель находится в режиме холостого хода.
селектор автоматической коробки передач
Увеличение ресурса тормозной системы
Автоматическое торможение двигателем снижает интенсивность использования штатных механизмов. В результате снижается интенсивность износа колодок, дисков и барабанов.
Водители, придерживающиеся щадящего стиля вождения, заменяют детали тормозной системы в два-три раза чаще, чем сторонники агрессивного стиля вождения, предполагающего резкие ускорения и торможения.
Снижение опасности заноса на скользком покрытии
Автоматическое торможение двигателем помогает поддерживать контакт вращающихся колес со скользкими поверхностями. Если вы резко затормозите во время движения по льду, ваш автомобиль может занести.
Система ABS с электронной балансировкой тормозов предотвращает блокировку колес, а включение системы стабилизации пути ESP снижает вероятность заноса. Однако при движении по скользким поверхностям важно осторожно пользоваться тормозами и избегать резких маневров рулевым управлением.
Антиблокировочная система тормозов (АБС)
Система ABS с электронной балансировкой тормозов
Возможность длительного торможения
При движении автомобиля с автоматической коробкой передач по горным дорогам увеличивается нагрузка на тормозной механизм, что приводит к снижению эффективности движения. Тормозные колодки могут разрушиться из-за высоких температур или кипения тормозной жидкости.
За счет использования тормозного момента двигателя снижается нагрузка на стандартные тормоза, что снижает риск перегрева и механического повреждения.
Возможность экстренной остановки
Автоматическое торможение двигателем не может остановить автомобиль в экстренной ситуации. Попытка включить 1-ю или 2-ю передачу механической коробки передач на высоких скоростях может привести к повреждению коробки передач или двигателя с непредсказуемыми результатами.
В автоматической коробке передач принудительно включить пониженную передачу невозможно, поскольку электроника контролирует скорость автомобиля и частоту вращения коленчатого вала.
Охлаждение мотора
Отключение подачи топлива в режиме торможения двигателем позволяет снизить температуру антифриза. Эффект заметен во время длительных поездок под гору в морозную погоду. Но если обнаружена проблема в охлаждении двигателя машины, то необходимо устранить неисправность, а не пытаться ее обойти.
Минусы торможения двигателем
Торможение двигателем является частью нормального процесса эксплуатации автомобиля и не влияет на срок службы силового агрегата. Вращающийся коленчатый вал приводит в движение масляный насос и поддерживает необходимое давление в системе смазки.
Распространенный среди владельцев миф о повышенном износе газораспределительной системы или поршневой группы необоснован. Работа двигателя в тормозном режиме отличается от нормальной только тем, что подача топлива отключается.
Если у вас механическая коробка передач, а не автоматическая, нагрузка на сцепление при торможении и переключении на пониженную передачу двигателем будет немного увеличиваться. В автомобилях с автоматической коробкой передач гидротрансформатор поддерживает постоянную мощность, передаваемую двигателем. Снижение скорости вообще не влияет на ресурсы коробки.
гидротрансформатор
Риск собрать паровозик
Сигнальная лампа загорается при обычном торможении автомобиля с автоматической коробкой передач. Теоретически пониженная частота вращения двигателя может привести к столкновению с проезжающим транспортом. Однако эффективность моторных тормозов в несколько раз ниже, чем при использовании колесных механизмов.
Поэтому вероятность наезда на обгон мала (за исключением ситуаций, когда на скользкой дороге стоит плотная колонна транспортных средств, что уже является нарушением ПДД).
Вероятность заноса
Тормозной момент увеличивается при переключении на пониженную передачу. При движении по обледенелой или грязной дороге колеса могут заблокироваться (шины плохо прилегают к дороге, в результате чего трансмиссия и вал двигателя не смогут вращаться). В этом случае существует вероятность заноса. Этот эффект наиболее заметен на заднеприводных автомобилях с автоматической коробкой передач.
Повышенная нагрузка на привод ГРМ
При торможении двигателя с автоматической или механической коробкой передач привод газораспределительного механизма работает в штатном режиме. Эта проблема возникает только в том случае, если двигатель «перекручивается» механической коробкой передач, то есть двигатель достигает скоростей, превышающих допустимые пределы.
например, аналогичная ситуация возникает при включении первой передачи на скорости 80-90 км/ч. Провернуть двигатель автоматом невозможно.
привод ГРМ АКПП ауди
Повышенная нагрузка на уплотнения
Еще одна легенда – повышенная нагрузка на маслосъемные колпачки. Сторонники этой версии отмечают, что при движении на высоких скоростях разрежение во впуске увеличивается. Однако точно такая же ситуация происходит и при нормальной работе двигателя. Чрезмерное увеличение скорости может вызвать проблемы, но в этой ситуации двигатель выходит из строя по другой причине.
Аналогичным мифом является повышенная нагрузка на систему выпуска картерных газов. Да, увеличение скорости увеличивает поток воздуха через впускной коллектор и фильтр. Но аналогичная ситуация возникает при работе двигателя под нагрузкой.
Режим торможения не вызывает дальнейших проблем с уплотнением. Если мотор находится в предаварийном состоянии, могут возникнуть проблемы.
сальник АКПП
Как тормозить мотором на АКПП
Алгоритм торможения двигателем АКПП различается в зависимости от конструкции коробки. Помимо рассмотрения функциональности трансмиссии, водители должны изучить заводские инструкции, в которых показано, как правильно тормозить двигателем, не рискуя повредить компоненты автомобиля. В большинстве случаев производители рекомендуют полагаться на электронику машины для определения точки переключения.
Для старых автомобилей нужно учитывать нюансы конструкции коробки. Например, четырехступенчатая автоматическая коробка передач имеет кнопку управления режимом повышенной передачи на ручке селектора или панели приборов.
Эта клавиша позволяет принудительно отключить 4-ю передачу и ездить по городу, сохраняя хорошую динамику. Старые автоматы также имеют режим, ограничивающий количество передач, обозначаемое цифрами и буквами на селекторе.
На спуске и скорости
Чтобы применить торможение двигателем в нормальных условиях эксплуатации, просто отпустите педаль газа. При движении под уклон АКПП переключается на более низкую скорость и увеличивает тормозной момент. Водитель может переключиться в ручной режим (если он имеется), чтобы принудительно переключиться на пониженную передачу.
Перевернуть машину невозможно. Электроника не позволяет включить слишком низкую передачу.
Если отказали тормоза
При выходе из строя одной или двух цепей на комбинации приборов загорится предупреждающий индикатор. Чтобы снизить скорость, нужно убрать ногу с педали газа. Машина постепенно тормозит и тормозит.
Водитель должен сконцентрироваться на рулевом управлении (при необходимости). Не используйте ручной тормоз, поскольку блокировка задних колес приведет к пробуксовке автомобиля.
педаль тормоза и акселератора
На вариаторе
Если на вашем автомобиле установлена бесступенчатая трансмиссия, поддерживается торможение двигателем. Закрытие дроссельной заслонки в положение холостого хода прекращает подачу топлива. Тормозной момент от двигателя передается через конический шкив и ремень. Коробка автоматически изменит передаточное число.
Режим вариатора
В гололед
При движении по скользкой дороге автоматическую коробку передач следует перевести в зимний режим и ограничить переключение на повышенную передачу. В этом случае реакция автомобиля на выбросы газов будет более эффективной.
В современных АКПП нет необходимости включать дополнительные режимы или ограничивать работу, функционал реализован на уровне электроники.
Перед светофором
Просто отпустите педаль газа, находясь в пробке или перед светофором, чтобы плавно снизить скорость. Автоматика постепенно понижает передачи, обеспечивая замедление скорости автомобиля. При обнаружении препятствия все, что нужно сделать водителю, — это нажать на педаль тормоза.
Автомобили с автоматической коробкой передач должны нажать и удерживать педаль тормоза (например, при включенном светофоре). Нет необходимости переводить селектор в нейтральное положение.
Можно ли тормозить на коробке автомат в ручном режиме
Автоматическая коробка передач работает совместно с блоком управления, учитывающим режим работы двигателя, скорость движения и многие другие параметры.
Изменение режима работы АКПП осуществляется программно, и селектор не имеет прямого отношения к передачам. Коробка передач предотвращает опрокидывание двигателя, а при падении частоты вращения ниже допустимых пределов АКПП переключается на пониженную скорость.
Старые автоматические коробки передач позволяют водителю ограничивать переключение на повышенную передачу, выбирая соответствующий режим. Современные автоматические коробки передач с типтроником позволяют переключать передачи вручную, но автоматическая коробка передач будет переключаться вверх или вниз по мере увеличения или уменьшения оборотов двигателя.
Функция Типтроник
коробка типтроник
Какой способ торможения лучше использовать
Если вам необходимо постепенно снизить скорость, используйте торможение двигателем. Чтобы быстро остановиться, необходимо использовать педаль и механизм ступицы колеса. Водитель постоянно использует комбинированную тормозную систему, оценивая дорожные условия.
Автоматическое торможение двигателем применяется, когда вы убираете ногу с педали газа. Контроллер коробки передач контролирует частоту вращения двигателя и выбирает более низкую передачу при движении под уклон. Водители могут вручную снизить скорость. Электроника не позволяет двигателю перейти в аварийный режим работы в зависимости от оборотов.
Какой вариант автоматического торможения вы используете чаще всего? Почему именно он? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.