+7 (925) 943-23-64

Как прогревать коробку автомат в зимнее время, чтобы избежать ремонта

Руководство по эксплуатации автомобиля содержит общие рекомендации по эксплуатации автоматических коробок передач. Владельцам необходимо знать, как правильно прогреть АКПП зимой и какие будут последствия, если начать ездить с холодной коробкой передач.

Алгоритмы прогрева могут иметь небольшие различия в зависимости от модели автомобиля, но общие требования подходят для любого автомобиля.

Нужен ли прогрев машины с АКПП

Картер АКПП заполнен маслом, необходимым для смазки скользящих частей и работы гидроблока. Потепление может повысить текучесть жидкости, но зимой она становится менее текучей.

Например, эксплуатационные характеристики масла при температуре -20⁰С и +80⁰С (типовые значения давления масла в подогреваемых АКПП) сильно различаются.

Это замедляет управление фрикционным пакетом и тормозной лентой, вызывая толчок при переключении.

В АКПП с большим пробегом эта проблема еще хуже, так как богатое масло не успевает своевременно включиться и открыть пакеты соседних ступеней. Если работа выполняется медленно или сила сжатия слабая, сцепление будет проскальзывать и ускорять износ.

Осенью и относительно теплой зимой (температура -5⁰…-10⁰С) прогревать АКПП нет необходимости. Просто плавно нажмите педаль газа, чтобы начать движение. Масло постепенно нагревается по мере работы гидротрансформатора.

Прогрев автомобиля автомат зимой

Особенности конструкции АКПП влияющие на качество прогрева

Большое влияние на скорость прогрева АКПП зимой оказывает масса картера и мощность гидросистемы. Например, большая коробка имеет большую теплоемкость, что замедляет рост температуры жидкости.

Насос всегда включен, когда работает гидротрансформатор. Жидкость циркулирует через теплообменник и частично охлаждается. Наличие термостата в схеме позволяет маслу быстрее прогреваться зимой.

Некоторые АКПП (например, Тойоты) оснащены теплообменником, который циркулирует теплый антифриз из контура охлаждения двигателя для полноценного обогрева коробки зимой. Жидкость отбирается из рубашки блока и головки для ускорения теплопередачи. Эта система работает в любое время года и не требует вмешательства владельца.

Старые селекторы АКПП (обычно 4 или 5 передач вперед без поддержки ручного переключения) имеют зимний режим. Перемещение рычага в это положение меняет алгоритм работы коробки. Однако этот режим не влияет на нагрев масла в АКПП.

Развитие электронных устройств позволило отказаться от использования зимнего режима. Коробка автоматически подстраивается под дорожные условия и стиль вождения.

Как ведет себя в морозы жидкость ATF

Зимой при понижении температуры масло, впрыскиваемое в автоматическую коробку передач, становится гуще (аналогично смазке в картере двигателя или картере механической коробки передач). Насос АКПП с избыточной производительностью будет перекачивать более вязкую жидкость, но гидравлическая скорость будет снижена.

Зимой прогреть масло можно, поработав двигатель на холостом ходу в течение 2-3 минут. Дополнительное время гарантирует, что система обогрева удалит лед со стекла.

Например, масло Dexron III на синтетической основе теряет текучесть при охлаждении до -42°C. При понижении температуры жидкость становится похожей на густой сироп и постепенно увеличивается в консистенции. Никакого изменения цвета или аддитивного ухудшения. Масло для автоматических коробок передач вернется к своим первоначальным свойствам после прогрева зимой.

Как прогреть АКПП зимой, чтобы избежать ремонта

Масло Mitsubishi ATF SP-III я оставил в холодильнике при -40⁰С на несколько часов. То же самое произойдет с ним зимой.

Возможные проблемы, если пренебречь прогревом коробки автомат зимой

Проблемы, возникающие при запуске холодной АКПП зимой:

Замедляется циркуляция масла в гидросистеме трансмиссионного агрегата, замедляется реакция фрикционов и тормозных лент. Поверхности трения (фрикционные пакеты, шестерни, ослабленные подшипники) недостаточно смазываются и изнашивание ускоряется.

Даже при использовании высоковязкого масла насос сохраняет необходимую производительность, а редукционный клапан удаляет избыточное давление, поэтому качество работы фильтра АКПП никак не страдает. Езда на холодной АКПП зимой часто может вызвать проблемы из-за изношенных деталей или внепланового обслуживания.

Например, фильтр, забитый грязным маслом или частицами износа, создает высокое сопротивление и препятствует переключению передач. И все это происходит независимо от зимних температур.

Как прогреть АКПП зимой, чтобы избежать ремонта

АТФ в смеси с грязью и металлической стружкой

Как прогреть автоматическую коробку переключения передач

Зимой необходимо правильно прогреть АКПП в режиме N или D. Масло уже циркулирует в коробке и используется для работы гидротрансформатора, поэтому перемещать селектор нет смысла.

Время прогрева варьируется в зависимости от температуры окружающей среды. Владельцы могут завести двигатель и приступить к очистке кузова и стекол от снега и льда, которыми зимой часто покрываются поверхности автомобилей. Салон автомобиля обогревается совместно с АКПП, а при включении электрообогревателя происходит подогрев спинки и подушек сидений.

Как правильно прогревать АКПП зимой

Если владелец решил прогреть АКПП перед поездкой зимой, двигатель необходимо запустить (ключом в замке зажигания или с помощью системы дистанционного запуска). Мы рекомендуем оставлять селектор в нейтральном или парковочном режиме (N и P соответственно). Теоретически перевод рычага в переднее положение увеличивает нагрузку на муфту гидротрансформатора и увеличивает циркуляцию масла.

Однако повышенные нагрузки могут негативно сказаться на изношенных деталях АКПП. Поскольку масло уже накачано и использовано гидротрансформатором, нет необходимости перемещать рычаг селектора, чтобы как следует прогреть машину.

Если машина стоит неподвижно, ускорить процесс циркуляции невозможно. Если слишком быстро нажать рычаг на холодной АКПП, вы рискуете повредить привод.

Как и сколько прогревать АКПП при разной температуре

большинство водителей зимой заводят машину, дают двигателю поработать на холостом ходу 2-3 минуты (пока обороты не упадут до 750-800 об/мин), а затем начинают движение. Но те, кто разбирается в математике, могут рассчитать время, исходя из мощности гидравлической системы.

при работе на холостом ходу мощность гидротрансформатора составляет от 3 до 8 кВт (в зависимости от модели АКПП). Теплоемкость используемого масла составляет 1,5-2,5 кДж/кг*⁰С.

Для дальнейших расчетов используйте формулу вида A=M*C*Δt/Q. Здесь М – масса масла (кг), С – теплоемкость, Δt – разница температур, Q – мощность масла. Муфта гидротрансформатора.

Уравнение является приближенным, поскольку не учитываются тепловые потери, а данные о мощности, массе и теплоемкости масла гидротрансформатора являются приблизительными.

Чаще всего владельцы, не утомляясь расчетами, предпочитают осенью прогревать АКПП в течение 1-2 минут, а зимой — 2-3 минуты при температуре до -20°С. После стоянки в холодную ночь (ниже -30⁰С) коробка и система охлаждения долго прогреваются (10-15 минут.

Прогревать АКПП в зависимости от датчика температуры воды нет смысла. Например, дизельный или малолитражный бензиновый двигатель с турбиной прогревается только во время движения. В полевых условиях агрегат может работать много часов, но зимняя температура не приближается к +60⁰…+80⁰С. Кроме того, при длительной работе на холостом ходу на электродах свечей зажигания образуется нагар, что влияет на срок службы моторного масла.

Меры предосторожности зимой

Независимо от того, сколько времени потребуется для прогрева АКПП зимой, следует соблюдать несколько правил:

он позволяет избежать резкого увеличения оборотов двигателя и начинает плавное движение. Повышенная нагрузка на фрикцион при открытии и закрытии диска ускоряет износ компонентов. Если коробка поддерживает ручной режим управления, можно форсировать первую передачу и проехать на небольшой скорости 200-300 м (например, выезжая из сада). Используйте специальные зимние режимы работы (при их наличии). Это снижает риск пробуксовки колес на скользкой поверхности. Переключение происходит на низких скоростях, что еще больше снижает нагрузку на автоматическую коробку передач.

В автомобилях, оснащенных дистанционным запуском двигателя, прогрев АКПП начинается одновременно с запуском двигателя зимой. Если у вас автономный подогреватель Webasto или что-то подобное, то греется только кожух двигателя и салон, коробка практически не греется.

Неправильные способы прогрева

Зимой не нагревайте коробку постоянным переключением режимов работы (в том числе заднего хода и положения движения с ограниченным числом передач). Выбор задней скорости снова нагружает сцепление, которое и так работает в сложных ситуациях.

Если в автоматической коробке передач используется электронный селектор, некоторые переключения игнорируются, когда автомобиль стоит (например, нельзя вручную выбрать скорость выше 1-й или 2-й передачи). Кроме того, хаотичное движение рычага будет распознано блоком управления как неисправность электроники, что приведет к записи ошибки в памяти или переходу АКПП в аварийный режим.

Еще одна ошибка – привычка прогревать АКПП перед поездкой с включенными режимами D или R. Если случайно ослабить усилие на педали тормоза, машина покатится вперед, водитель не всегда успеет среагировать, и произойдет столкновение. Есть препятствия. Возможно, вы не сможете удержать автомобиль, даже если затянете ручной тормоз. Из-за небольшой скорости серьезных повреждений не будет, но подушка безопасности может сработать.

Зимой не пытайтесь быстрее прогреть АКПП за счет увеличения оборотов коленвала. Когда селектор находится в нейтральном положении, электроника не позволит двигателю набрать обороты выше запрограммированного порога.

Если переместить рычаг в переднее положение, одновременно нажимая педали газа и тормоза, нагрузка быстро возрастет (эквивалентно началу движения с полностью выжатой педалью газа на холодной автоматической коробке передач).

Несколько советов по эксплуатации автоматической коробки передач зимой

Информацию об особенностях работы вашей автоматической коробки передач можно найти в руководстве по ремонту и техническому обслуживанию вашего автомобиля.

Например, в автомобиле Audi Q5 рекомендуется начинать движение в тихом режиме после того, как частота вращения коленчатого вала снизится до нормальных оборотов холостого хода (около 800 об/мин). Никаких дополнительных действий не требуется. Подобные рекомендации встречаются в руководствах к автомобилям Audi с механической коробкой передач.

Как прогреть АКПП зимой, чтобы избежать ремонта

Ауди Q5

Некоторые автоматические коробки передач оснащены датчиком температуры масла, который передает информацию на блок управления. Контроллер меняет алгоритм переключения, чтобы АКПП как можно дольше удерживала первую передачу, и допускает переход на вторую передачу только при небольших нагрузках. Такой алгоритм работы позволяет АКПП быстрее прогреваться зимой без риска повреждения фрикционного пакета или гидротрансформатора.

некоторые владельцы добавляют в свое масло присадки, однако современные масла содержат комплексные присадки, обеспечивающие плавную работу АКПП. Вместо присадок рекомендуется проводить частичную замену масла вместе с фильтром через 12-15 тыс км (а не ждать 50-60 тыс км, как рекомендуют производители и СТО).

Если владелец приобрел подержанный автомобиль с автоматической коробкой передач, масло необходимо заменить перед зимой, независимо от того, когда было проведено предыдущее обслуживание.

Существует множество методов, в том числе и советов, как правильно прогреть АКПП зимой. Коробки, выпущенные после 2000 года, не требуют длительной работы двигателя на холостом ходу и могут начать работу уже через 1-2 минуты после запуска. Гораздо важнее поддерживать АКПП в исправном состоянии, своевременно обслуживать гидросистему и заменять изношенные детали при обнаружении первой проблемы (например, ощущения рывков при переключении).

Сколько времени занимает прогрев машины зимой Сталкивались ли вы с проблемами в этой ситуации? Поделитесь своим опытом с другими автовладельцами в комментариях. Сохраняйте материал к себе в закладки, чтобы не потерять полезные советы.

Отзывы о нас

Для предоставления услуг на самом высоком уровне наш веб-сайт использует файлы cookie. В любое время вы можете изменить настройки в браузере. Более подробную информацию вы найдете во вкладке Политика конфиденциальности.
Начните вводить текст, чтобы увидеть сообщения, которые вы ищете.

Записаться на ремонт

Нажимая кнопку «Записаться», вы даете согласие на обработку персональных данных