Клиноременной вариатор JF010E впервые появился на автомобилях японского концерна Nissan в 2002 г. и был рассчитан на двигатели с большим рабочим объемом. В отличие от классической ступенчатой коробки, агрегат обеспечивал плавное изменение скорости и снижение расхода топлива.
В процессе производства вариатор претерпел несколько модернизаций, позволивших повысить надежность его работы.
Технические характеристики вариатора Jatco JF010E
Вариатор JF010E рассчитан на поперечную установку и может использоваться на автомобилях с полным приводом или передними ведущими колесами.
Конструкция коробки обеспечивает работу двигателя в зоне наилучших мощностных характеристик, что способствует снижению расхода горючего на 15-17%. Картер JF010E изготовлен из алюминиевого сплава и состоит из нескольких частей. Съемный масляный поддон упрощает обслуживание вариатора.
Вариатор поддерживает ручной режим работы с фиксированными передачами. Выбор ступеней производится селектором, переключенным в соответствующее положение. Электронный блок управления обеспечивает быстрое изменение конфигурации конусов в JF010E для имитации ступенчатого выбора скоростей.
Основные технические параметры JF010E (обозначение по Jatco):
- полная вместимость гидравлической системы – 8,1 л;
- пиковый крутящий момент двигателя – 350 Н*м;
- допустимый объем мотора – 3,5 л;
- диапазон передаточных чисел – от 2,371 до 0,439.
Jatco JF010E
Устройство и принцип работы
В конструкции JF010E (второе обозначение вариатора RE0F09A или B использовалось внутри концерна Nissan) применялись детали с повышенной прочностью, рассчитанные на крутящий момент до 350 Н*м.
Постоянный поток мощности передавался от коленчатого вала двигателя через гидротрансформатор с механизмом блокировки и муфты переднего/заднего хода. Металлический ремень устанавливался на ведущем и ведомом шкивах с коническими рабочими поверхностями.
При работе JF010E происходило синхронное изменение диаметров шкивов (шаговым электромотором и давлением масла), что приводило к корректировке передаточного отношения. Для получения передачи заднего хода использовался планетарный редуктор.
Управление JF010E осуществлялось гидроблоком с соленоидами, подключенным к электронному контроллеру. Для работы гидравлики устанавливался роторно-лопастной насос с регулятором давления и цепным приводом от первичного вала вариатора.
Гидроблок JF010E
Схема
На рисунке показана схема вариатора JF010E и положение клапанов в момент начала движения вперед. Вторичный соленоид закрыт, а шаговый двигатель регулировки находится в стартовом положении.
По мере увеличения числа оборотов, шаговый мотор меняет положение управляющего штока, вторичный клапан отводит масло, что позволяет ремню сместить коническую плоскость, одновременно сжимая пружину. При падении оборотов детали возвращаются в исходное положение.
Схема JF010E
Принципиальная схема JF010E
Модификации
Компания Jatco (разработчик и производитель JF010E) предлагала несколько разновидностей коробки:
- JF010E – использовался на машинах бренда Renault с передней ведущей осью и 1,9-литровым дизелем.
- RE0F09A – ставился на технику марки Nissan с полным или передним приводом и бензиновым мотором объемом 3,5 л.
- RE0F09B – применялся на кроссоверах Nissan Murano и семейных автомобилях Nissan Presage (поставлялись на внутренний рынок Японии).
Nissan Murano
Вариаторы отличались конфигурацией присоединительного колокола. На коробках использовали разные задние крышки. Отличались монтажные точки для подушки крепления.
Изменения были продиктованы отличающимся подкапотным пространством и различными двигателями. Кроме того, имеются различия и в алгоритме работы механизма регулирования шкивов.
На какие авто устанавливались
Поскольку вариаторы JF010E имели несколько версий (не менее 16 шт.) и находились на конвейере более 10 лет, то владельцу или мастеру сервиса необходимо определить модель коробки. Узнать, какой вариатор стоит на Nissan, можно по заводской бумажной бирке (клеилась на картер).
На этикетке указаны 5 символов (например, 1XD0A), являющиеся окончанием кода (в примере указана коробка 310201XD0A для Nissan Murano с кузовом Z50 выпуска до декабря 2005 г.). Нельзя просто купить вариатор с машины идентичной модели. Нужно уточнить год выпуска и убедиться в совпадении информации на бирках.
Вариаторы JF010E устанавливались на:
- Nissan Murano Z52, Z51 и уже упоминавшийся выше кузов Z50;
- Nissan Teana с кузовами J31 и J32 (вне зависимости от рынка сбыта или расположения руля);
- Nissan Altima и Nissan Quest (в РФ официально не поставлялись);
- Nissan Elgrand и Presage (модели для внутреннего рынка Японии);
- Renault Megane и Scenic III поколения (с 2009 по 2016 г., только при использовании дизеля объемом 1,9 л).
Nissan Teana
Renault Megane
Плюсы и минусы (ресурс)
Преимущества вариатора JF010E:большой ресурс (до 250 тыс. км при регулярном обслуживании и аккуратной эксплуатации);широкий ассортимент запасных частей от альтернативных поставщиков;возможность быстро найти коробку на вторичном рынке.Недостатки:сложность подбора из-за большого числа модификаций;конусы и ремень не рассчитаны на пробуксовку;перед началом движения при отрицательной температуре воздуха требуется прогрев коробки.
Регламент обслуживания Jatco JF010E
Вариатор JF010E требует периодической замены масла, которое насыщается металлической пылью от пластин ремня и конусов шкивов. Необходима установка нового фильтра (место установки картриджа тонкой очистки зависит от модификации) и мойка магнитов, улавливающих стальные частицы.
На вариаторах ранних выпусков при обслуживании иногда перепрограммировали блок управления, что позволяло снизить нагрузку на коробку CVT.
Места установки фильтров на разных модификациях JF010E
Какое масло льют в JF010E
С завода в коробки серии JF010E заправлялось масло Nissan CVT NS-2 на синтетической базе. На ранних модификациях использовалась марка Nissan CVT NS-1, которая редко встречается в продаже.
Допускается заправлять масло NS-3, которое по характеристикам превосходит NS-2. Использовать другие жидкости не рекомендуется из-за несоответствия пакета присадок условиям работы.
Nissan CVT NS-2
NS-3
Проверка уровня и состояния масла
Для определения уровня масла в JF010E установлен щуп с насечками. Поскольку объем жидкости зависит от температуры, то при уточнении правильности уровня используется график зависимости от степени нагрева.
При тестировании не допускается вспенивание масла. При обнаружении пузырьков воздуха необходимо заглушить мотор на 15-20 минут, а затем повторить замер. Если в масле имеются механические частицы или жидкость приобрела темный цвет, то коробка требует обслуживания.
График соответствия уровня масла и температуры
Перед началом проверки необходимо прогреть вариатор до +60⁰С, исключив резкие разгоны. Затем остановиться, последовательно пройти селектором через все позиции с паузой по 5 секунд.
Установить рукоятку в нейтральное положение или в позицию парковки и определить уровень щупом. Затем сопоставить значение с графиком, учитывая истинное значение температуры масла при замере.
Замена масла
Для обслуживания JF010E необходимо:
- Обеспечить доступ к поддонам компонентов силового агрегата, убрать щитки защиты.
- Отвернуть пробку на крышке, слить часть масла.
- Демонтировать кожух для промывки магнитов.
- Отвернуть крепления фильтра грубой очистки (подлежит замене при каждом сливе масла).
- Установить новый фильтр и прикрепить поддон, уложив свежую прокладку и соблюдая последовательность и момент затяжки болтов (7,9 Н*м).
- Снять теплообменник, сменить фильтр тонкой очистки масла.
- Заправить свежую жидкость через контрольное отверстие, выставить уровень.
При необходимости можно отсоединить трубку обратки от корпуса фильтра, запустить двигатель и произвести полную замену масла.
Для выполнения работ понадобится помощник, который будет включать, а затем глушить двигатель. По мере слива старого масла, в вариатор JF010E необходимо заливать свежее.
Основные поломки коробки передач
Несмотря на узкую направленность и увеличенную прочность деталей, вариатор не стал лидером по надежности. Основные проблемы Jatco JF010E связаны с быстрым износом клапанов насоса и разрушением подшипников стружкой. Несмотря на все модернизации, полностью устранить «детские» болезни производителю не удалось.
Ряд поломок фиксируется блоком управления в виде кодов (например, P0700 или P1768 указывают на неисправность электрических цепей). Из-за отсутствия фрикционных пакетов проблем износа тормозных или соединительных пластин отсутствует.
Но возможно разрушение пакетов сцеплений переднего хода или реверса. Иногда после перегрева отказывает шаговый двигатель регулятора конусов.
Выход из строя подшипников конуса
При растяжении или износе ремня для работы вариатора требуется увеличение давления в гидравлической системе. Повышение усилия на конусах шкивов сказывается на нагрузке на подшипники, которые начинают изнашиваться.
Еще одна причина поломки – недостаток масла из-за пластиковых крышек на подшипниках. При капитальном ремонте JF010E рекомендуется ставить все новые подшипники, в противном случае куски от сепараторов и колец могут необратимо повредить вариатор.
Подшипники вариатора
Конус и ремни вариатора
Износ и заклинивание редукционного клапана маслонасоса
Установленный в линии насоса контрольный клапан давления подвержен истиранию частицами износа. В этом случае клапан срабатывает резко, вызывая ударные нагрузки на конусы и ремень.
Сильно изношенный клапан не держит давление, что приводит к проскальзыванию ремня. Ремонт заключается в установке оригинальной запчасти либо расточке отверстия для монтажа усиленного клапана (например – Transgo JF010E FC, подходящего для всех вариаторов линейки JF010E).
Редукционный клапан JF010E
Разрушение шариков конусов с последующим их клином
Проблема периодически встречалась на JF010E и проявлялась при пробегах до 50 тыс. км. Причина – заводской брак. Исключить поломку невозможно. Дефект встречался даже на автомобилях, которые эксплуатировались в максимально щадящем режиме.
Разрушение корпуса первичного конуса
Еще один пример заводского брака – поломка конуса на первичном валу вариатора JF010E. Причина – нарушение технологии термической обработки заготовок. Резкие разгоны увеличивали риск появления усталостных трещин и откалывания фрагментов.
Перегрев вариатора
Проблема встречается на автомобилях с загрязненным радиатором системы охлаждения или при падении уровня / деградации масла.
Некоторые владельцы ставят дополнительный радиатор, но при аккуратной эксплуатации и своевременном обслуживании перегрев вариатора JF010E не наблюдается.
Дополнительный радиатор охлаждения
Коррозия внутренних стенок маслоохладителя
При использовании антифриза ненадлежащего качества возможно разрушение стенок радиатора. Масло смешивается с охлаждающей жидкостью, что приводит к появлению следов эмульсии на щупе либо в расширительном бачке.
Ремонт заключается в установке нового теплообменника и замене масла, антифриза.
Ремонт в СТО
Владельцу автомобиля, далекому от самостоятельного ремонта техники, проще восстановить JF010E в условиях сервиса. После диагностики мастер скажет, какие детали необходимо приобрести, либо мастерская сама закажет запасные части.
Стоимость работ зависит от степени износа вариатора. В таблице приведены примерные расценки.
Услуга | Цена, руб. |
Снятие и установка вариатора | от 12000 |
Замена шагового мотора | от 3000 |
Капитальный ремонт вариатора | от 15000 |
Ремонт своими руками
Если владелец имеет опыт ремонта вариаторов и АКПП, то можно восстановить JF010E в условиях гаража. Для выполнения работ требуются специальные приспособления. Также понадобятся заводские мануалы. Можно воспользоваться публикациями других владельцев, которые ремонтировали JF010E.
Неисправный гидротрансформатор чинят только в сервисе. Восстановить балансировку в гараже не получится.
Инструменты и расходники
Для ремонта JF010E понадобятся:
- наборы гаечных ключей;
- динамометрический рычаг;
- отвертки с плоским и крестовым жалом;
- съемники для шестерен и подшипников;
- комплекты подшипников, соленоиды и другие детали (в зависимости от поломки).
Пошаговая инструкция
Краткий алгоритм разборки снятого вариатора JF010E (с удаленным гидротрансформатором):
- Слить масло, снять поддон и фильтр.
- Демонтировать гидроблок, разъединить половины корпуса.
- Снять цепной привод насоса, дифференциал и другие детали.
- Вынуть насос, снять барабан пакета сцеплений переднего хода.
- Вынуть планетарный механизм, убрать фрикционный пакет заднего хода.
- Снять заднюю крышку, убрать ремень и приступить к разборке валов с конусными шкивами.
- Установить новые детали, поэтапно собирая вариатор в обратной последовательности.
Предпочитаете сами авто ремонтировать или в сервис обращаетесь? Предпочитаю обращаться в автосервис 100% Могу ремонтировать самостоятельно 0% Поделюсь в комментариях 0% Проголосовало: 2
Вариатор JF010E нельзя отнести к успешным проектам компании Jatco, но коробка часто встречается на подержанных автомобилях Nissan (реже – на Renault).
При регулярном обслуживании (замена масла через 30-40 тыс. км) и плавных разгонах вариатор выдерживает не менее 250 тыс. км, а ресурс гидроблока доходит до 10 лет. Но грязное масло и интенсивные разгоны способны вывести JF010E из строя быстрее.
Сохраните статью в закладках, чтобы не потерять полезные инструкции.