Гидромеханическая коробка Jatco JF613E предназначалась для установки на автомобили с полным приводом или с передними ведущими колесами. Трансмиссия была создана по заказу концерна Renault-Nissan.
Существовало несколько модификаций АКПП с разной конструкцией переходного колокола и системы охлаждения. Коробка отличалась повышенной прочностью и могла работать с моторами объемом от 1,8 до 3,5 л.
Технические характеристики Jatco JF613E
АКПП рассчитана на крутящий момент до 360 Н*м (версия для 2-литрового дизеля) и имеет 6 передач переднего хода.
Основное отличие от вариаторов Jatco – повышенная прочность. Коробка может использоваться в тяжелых дорожных условиях без риска быстрого выхода из строя. Наличие системы охлаждения позволяет поддерживать требуемый температурный диапазон планетарных редукторов и фрикционов.
Основные технические параметры Jatco JF613E:
- тип картера – литой из алюминиевого сплава;
- длина картера – 385 мм;
- вместимость гидравлической системы – 8,8 л;
- количество валов – 3;
- максимальное давление в гидравлическом контуре – 2 Мпа;
- ресурс жидкости и фильтра – не более 60 тыс. км;
- вес агрегата без заправки – 93 кг.
Модификации
С момента начала серийного производства в 2006 г. компания Jatco предлагала несколько моделей АКПП:
- Jatco AJ0 – поставлявшаяся для комплектации автомобилей марки Renault.
- F6AJA или W6AJA – рассчитанная на машины Mitsubishi с передними ведущими колесами или полным приводом соответственно.
- RE6F01A – предназначенная для установки на автомобили марки Nissan.
Конструкция и принцип работы
Автоматическая коробка Jatco JF613E оснащена планетарными рядами Лепелетье, позволяющими снизить габариты картера. Предусмотрен шестеренный масляный насос с ограничителем давления для циркуляции жидкости.
Штампованный стальной поддон расположен на боковой части картера. На нижней и верхней плоскости крышки имеются резьбовые пробки для слива и заправки жидкости соответственно.
Двигатель передает момент на гидротрансформатор с поддержкой блокировки и автоматическим нейтральным положением при остановке автомобиля. Момент преобразуется 3 планетарными редукторами, работающими совместно с 2 тормозными и 3 фрикционными муфтами.
Электронный блок управления АКПП Jatco JF613E анализирует дорожные условия и стиль управления, обеспечивая адаптивный алгоритм переключения. В случае поломки контроллер поддерживает аварийный режим работы трансмиссии.
Охлаждение АКПП
Рабочая жидкость прокачивается насосом через теплообменник, через который циркулирует антифриз из системы охлаждения двигателя. На кроссоверах марки Mitsubishi предусмотрен дополнительный радиатор для снижения температуры масла.
Поскольку картер АКПП унифицирован, то владельцы других автомобилей могут усовершенствовать систему охлаждения Jatco JF613E путем установки дополнительного теплообменника.
Jatco JF613E для Outlander со штуцерами In и Out для внешнего радиатора
Jatco JF613E для Outlander со штуцерами In и Out для внешнего радиатора
Гидравлический блок
В конструкции гидравлического модуля АКПП Jatco JF613E использовано 8 соленоидов, которые разделены на линейные (высокого и низкого давления) и управляющие.
Линейные клапана высокого давления отвечают за поддержание давления и управляют работой муфт повышающей ступени и передачи заднего хода. Соленоиды низкого давления необходимы для переключения муфты пониженных скоростей и работы фрикционов.
Общий вид снятого гидроблока с жгутом проводки, слева установлены 2 управляющих клапана
Линейные соленоиды Jatco JF613E с золотниковыми клапанами (6 штук) оснащены обмотками, имеющими сопротивление в диапазоне 5-5,6 Ом. Остальные соленоиды имеют сопротивление 28-30 Ом и работают в 2 крайних положениях (отключен или включен). Значение сопротивления указано при температуре +20 ⁰С.
Отличием Jatco JF613E от конкурентов является использование сменных золотниковых клапанов, что позволяет ремонтировать гидравлический блок.
Передаточные числа
Передаточные числа АКПП Jatco JF613E:
- 3,457 – для передачи заднего хода;
- 4,199 – для 1 скорости;
- 2,405 – для 2 скорости;
- 1,583 – для 3 скорости;
- 1,161 – для 4 скорости;
- 0,855 – для 5 скорости;
- 0,685 – для 6 скорости.
В зависимости от марки автомобиля и рабочего объема двигателя коробки отличаются передаточным числом главной пары.
Также ставились гидротрансформаторы с различным коэффициентом преобразования крутящего момента (показатель Stall torque ratio). Все версии Jatco JF613E поддерживают нормальный и спортивный алгоритм работы. Предусмотрено ручное переключение скоростей.
Схема АКПП JF613E, F6AJA, W6AJA
АКПП Jatco JF613E состоит из основного корпуса, к которому прикреплены колокол и задняя крышка. Сбоку расположен гидравлический блок с клапанами и проводкой. Валы установлены на подшипниках качения, смазывающихся жидкостью ATF. Корпусные детали соединены через прокладки для защиты от течи масла. Общая схема АКПП доступна здесь.
АКПП Jatco JF613E
Конструкция АКПП Jatco JF613E
На какие авто устанавливались
АКПП Jatco поколения JF613E устанавливались на автомобили:
- Mitsubishi Lancer X выпуска после 2008 г. с бензиновыми моторами объемом 18 и 2,0 л.
- Mitsubishi Outlander XL сборки после 2007 г. с моторами объемом 2,4 и 3,0 л.
- Nissan Murano III с 2,5-литровым двигателем и Patfinder с 3,5-литровым мотором.
- Nissan Qashqai J10 и X-Trail T31 с двигателями объемом 2,0 л.
- Renault Megane 3 и Scenic 2 с 2-литровыми моторами.
- Renault Laguna 3 с двигателями объемом от 2,0 до 3,5 л.
- Renault Koleos и Espace с 2-литровыми двигателями.
- Samsung SM5 и SM7 с моторами объемом до 3,5 л.
Mitsubishi Outlander XL
Mitsubishi Lancer X
Renault Koleos
Nissan Qashqai J10
Nissan Murano III
Надежность и слабые места
Основные проблемы АКПП Jatco JF613E:
загрязнение теплообменника системы охлаждения, ухудшающее отвод избыточного тепла от масла; ускоренный износ накладок блокировки гидротрансформатора из-за функции автоматической нейтрали.
Коробки серии Jatco JF613E отличаются большим запасом прочности. Ресурс до капитального ремонта превышает 200 тыс. км, но только при условии своевременной замены жидкости. Многие владельцы обслуживают АКПП одновременно с двигателем, обновляя до 50% масла через каждые 10 тыс. км.
Техническое обслуживание JF613E
Наличие в АКПП Jatco серии JF613E функции автоматического нейтрального положения способствует снижению расхода топлива и уменьшению вибраций, но одновременно ускоряет износ накладок механизма блокировки гидротрансформатора.
Интенсивное загрязнение жидкости требует частой замены масла. Агрессивный стиль управления способствует попаданию в масло механических частиц.
Рекомендуемое масло
С завода в картер АКПП для Mitsubishi заливалась жидкость Dia Queen ATF J2 или ATF J3. Для Renault применялось масло Elf Elfmatic J6, а для Nissan – Nissan AT-Matic J Fluid. Все три варианта жидкостей совместимы и содержат одинаковый пакет присадок.
Dia Queen ATF J2
Nissan AT-Matic J Fluid
При частичной замене лучше использовать рекомендованную заводом жидкость. При полном обслуживании со снятием крышки можно залить:
- Роснефть Kinetic ATF Type T-IV;
- Idemitsu ATF;
- ЛУКОЙЛ ATF SYNTH VI.
Роснефть Kinetic ATF Type T-IV
Idemitsu ATF
ЛУКОЙЛ ATF SYNTH VI
Контроль трансмиссионной жидкости и сроки замены
АКПП Jatco JF613E не оснащена щупом. Проверка уровня осуществляется при помощи переливной трубки в сливном канале.
Перед тестированием коробку прогревают, селектор переводят в режим парковки, а затем выворачивают пробку. При нормальном уровне из переливной трубки потечет масло. В противном случае требуется долить жидкость. Наличие посторонних частиц, потемнение или запах гари указывают на необходимость обслуживания АКПП.
При самостоятельном обслуживании Jatco JF613E возможна только частичная замена масла – для полного слива жидкости из картера требуется специальное оборудование.
Для выполнения работ потребуется комплект гаечных ключей (накидных и 6-гранных) и воронка с удлинительным шлангом диаметром от 10 до 12 мм.
Количество масла при однократной замене – 4 л. Для промывки картера от грязи можно произвести повторное обслуживание через 200-300 км пробега.
Для слива жидкости необходимо выкрутить пробку и переливную трубку. После заправки свежей жидкости перевести рукоятку селектора Jatco JF613E при включенном двигателе через все позиции, выжидая в каждой 10-15 секунд.
После проверки уровня по падению капель – совершить пробную поездку, а затем вновь убедиться в корректности уровня. Замену фильтра производят в условиях сервиса, поскольку снять боковую крышку без демонтажа АКПП с машины невозможно.
Сливная пробка обозначена цифрой 1, а буква А или цифра 2 указывают на переливную трубку
Распространенные поломки и проблемы АКПП Джатко
Основные проблемы АКПП Jatco JF613E:
Эксплуатация АКПП на грязном масле приводит к разрушению уплотнительных колец соленоидов. Блок управления компенсирует падение давления в контуре увеличением открытия клапанов, что ускоряет их износ. Интенсивные разгоны приводят к быстрому износу блокиратора гидротрансформатора, а абразивная пыль попадает в масло. Ускоренное загрязнение жидкости указывает на критическое разрушение фрикциона гидротрансформатора JF613E и засорение фильтра.
Ремонт
Владелец автомобиля может самостоятельно промыть гидравлический блок АКПП Jatco JF613E. Для доступа к крышке требуется снять коробку с автомобиля либо демонтировать часть щитков.
Блок разбирают и промывают от продуктов износа очистителем карбюратора. Крышку рекомендуется очистить от следов коррозии и покрыть слоем эмали. Если при разборке обнаруживаются повреждения шестерен или муфт, то АКПП Jatco JF613E лучше восстановить в условиях сервиса.
В таблице приведены цены на основные операции по ремонту АКПП. При восстановлении коробки сервисы дают гарантию от 6 до 24 месяцев на работы и запасные части (без ограничения пробега).
Операция | Стоимость, тыс. руб. |
Комплексная диагностика | от 1,5 |
Капитальный ремонт АКПП | от 20 |
Восстановление гидротрансформатора | от 5 |
Частичная замена жидкости | от 1,5 |
Гидротрансформатор
В дополнительной таблице указаны цены на запасные части на JF613E по состоянию на май 2022 г.
Наименование | Стоимость, тыс. руб. |
Комплект прокладок и сальников | от 18,5 |
Комплект фрикционных дисков | от 12,8 |
Датчик скорости входных и выходных оборотов | от 12,5 |
Вопросы по обслуживанию
Для автомобилей Renault производитель не указывал периодичность обслуживания АКПП. При возникновении толчков при переключении рекомендуется несколько раз поменять масло (интервал между обслуживаниями – около 1000 км). Свежая жидкость вымывает продукты износа из гидроблока Jatco JF613E.
Для полноценной замены масла требуется специальное оборудование и тестовый компьютер для определения температуры жидкости. Насос откачивает жидкость из внутреннего теплообменника Jatco JF613E.
Затем необходимо оценить состояние жидкости. Запах гари или темный цвет указывают на необходимость промывки гидроблока и замены фильтра.
Можно смонтировать внешний фильтр (к точкам крепления дополнительного радиатора), который меняют при каждом обслуживании АКПП.
Отзывы водителей и экспертов
Дамир, 13 лет водительского стажа: «Являюсь владельцем кроссовера Outlander с коробкой W6AJA. Автомобиль эксплуатируется в городе или на трассе, иногда выезжаю в лес. Поскольку езжу плавно, то гидротрансформатор не испытывает больших нагрузок. Пробег машины составляет 190 тыс. км, масло в АКПП меняю через каждые 30 тыс. км. Никаких посторонних звуков или толчков при работке коробке не замечал».
Антон, водительский стаж 8 лет: «Больше 5 лет проездил на Renault Laguna с 2-литровым бензиновым мотором и автоматической коробкой передач. Поскольку у родственника имеется мастерская по ремонту машин, то менял масло в АКПП ежегодно. Процедура занимала не более 30 минут, в слитой жидкости никогда не было посторонних частиц. Автомобиль продал с пробегом 140 тыс. км, за все время владения пришлось подкрасить стальную крышку картера».
АКПП Jatco JF613E сочетает простоту конструкции, компактность и повышенную надежность. Коробка оснащена функцией автоматической нейтрали, способствующей размыканию кинематической цепи при остановке автомобиля в пробке.
Трансмиссия обеспечивает сокращение расхода топлива, а наличие 2 повышающих скоростей снижает шум от работы двигателя. Распространенность АКПП упрощает процесс ремонта, купить подержанный агрегат на разборке не составит труда.
А как часто вы меняете масло в Jatco JF613E? Делаете это сами или предпочитаете обращаться в сервис? Поделитесь в комментариях. Сохраните статью в закладках, чтобы не потерять полезную информацию.