А540Н и А540Е — 4-ступенатые АКПП от производителя AISIN (Япония), предназначенные для автомобилей объемом 2 и 3 литра. Устанавливаются с 1988 года, отличаются выносливостью, мягким переключением и сроком службы до 300 000 км.
Владелец авто с такой трансмиссией должен знать ее особенности, когда и каким образом менять масло, какой ресурс в коробки, как проверить уровень рабочей жидкости и сколько обойдется ремонт на СТО.
Описание АКПП A540H/А540Е
В 1988-м производитель AISIN представил коробку передач А540Е для машин с передним приводом и АКПП A540H для авто в полноприводном исполнении. Обе коробки передач предназначены для авто с 2-х и 3-литровыми двигателями, устанавливались на Тойоты и Лексусы. Трансмиссия входит в линейку А140-А240, что обеспечивает взаимозаменяемость деталей.
А540Е производилась в 1-й версии до 1991-го и устанавливалась на 6-цилиндровую Камри и Lexus ES300. Коробка передач использовалась и на RAV4 с полным приводом, но с 1998-го она поменяла название на 540Н. Последняя трансмиссия также выпускалась в нескольких модификациях — A540H 07B, A540H 09B и A540H 914. Последним годом выпуска КПП серий 540 является 2003-й.
АКПП A540H/А540Е
Представленная линейка имеет надежную конструкцию, простую электронную начинку и продуманные настройки. Разработчики смогли снизить нагрузку к минимуму и увеличить срок службы А540Н. В основе коробки автомат лежит межосевой дифференциал и канонические шестерни, обеспечивающие плавность и точность переключений.
На какие авто ставилась коробка
За время выпуска АКПП А540Н устанавливалась на многие автомобили. Сведем основные марки/модели, годы выпуска и страну производства в таблицу.
Марка | Модель | Годы выпуска авто | Мотор | Страна производства |
Lexus | ES250 | С 1990 до 2001 год | 2,6-литровый, 6-цилиндровый | Япония |
Lexus | ES300 | С 1992 до 2001 год | 3,0-литровый, 6-цилиндровый | Япония |
Toyota | Camry | C 1988 до 1993-год | 2,5 и 3,0-литровый, 6-цилиндровый | Япония |
Toyota | Camry | C 1990 до 1991-год | 3,0-литровый, 6-цилиндровый | Япония |
Toyota | Camry Gracia | C 2000 по 2001 год | 2, 2.2, 2.5-литровый, 6-цилиндровый | Япония |
Toyota | Sienna | C 1998 по 2000 год | 3,0-литровый, 6-цилиндровый | США |
Во многих моделях использовались другие модификации. К примеру, А540 устанавливалась на Toyota Windom (2000-2001) с 2,5-литровым мотором, версия А541Е на Toyota Solara, Sienna и Avalon.
Toyota Camry
Toyota Windom
Lexus ES250
Технические характеристики АКПП
При эксплуатации КПП важно знать ее технические характеристики. Трансмиссия А540Н имеет гидроавтоматическое исполнение, четыре скорости, подходит для передне- (Е) и полноприводных (Н) автомобилей.
Допустимый объем двигателя ограничен 3-мя литрами, а крутящий момент — до 280 Н*м. Объем смазывающей жидкости — до 8 литров.
Передаточные числа
Параметры в отношении передаточных чисел А540Н могут отличаться в зависимости от объема мотора и типа привода. Рассмотрим эти параметры на примере Тойота Камри 2000 года с 3-литровым двигателем.
Данные для следующих передач:
- главная — 3.93;
- 1-я — 2.81;
- 2-я — 1.549;
- 3-я — 1;
- 4-я — 0,734;
- задняя — 2,296.
Ресурс коробки-автомат
При соблюдении правил эксплуатации и своевременной замене смазки ресурс трансмиссии А540 Е или Н 02а / 02b составляет 300 000 км.
При нарушении правил эксплуатации, агрессивном стиле езды, ошибках в обслуживании и несвоевременном ремонте срок может уменьшиться до 150-200 тысяч километров.
Когда менять масло в АКПП A540
Производитель рекомендует менять смазку в трансмиссии А540Н с периодичностью раз в 75 000 км. При эксплуатации машины в сложных условиях срок лучше уменьшить до 60 000 км. В этот же период необходимо менять фильтр.
Игнорирование требований может привести к проблемам с задней скоростью, износу фрикционов гидротрансформатора и прочим проблемам А540Н.
Гидротрансформатор
Фильтр АКПП А540
Как проверить уровень масла в коробке
В зависимости от года выпуска АКПП А540Н подходы к измерению уровня жидкости могут отличаться. Так, до 2000 года выпускались трансмиссии со щупом, а после — без него.
При отсутствии контрольного щупа проверка уровня в А540Н/Е проводится так:
- Подъем машины или установка на яму.
- Нагрев рабочей жидкости трансмиссии А540Н хотя бы до 40 градусов Цельсия.
- Выкручивание сливной пробки.
- Контроль течи смазки. Если масло вытекает, значит, уровень нормальный.
- Доливка рабочей жидкости, если это необходимо.
Особенность таких АКПП в том, что они не боятся перелива масла выше допустимого уровня.
В коробках А540Н, выпущенных до 2000 года, предусмотрен щуп для контроля. Он расположен справа, если стоять у капота.
Алгоритм проверки:
- Нагрев масла АКПП до 70-80 градусов. Достаточно проехать 10-15 км.
- Остановка мотора и ожидание 20-30 минут для остывания до нужной температуры.
- Нажатие на тормоз и перевод ручки трансмиссии поочередно во все позиции.
- Перевод рукояти в позицию «Р».
- Изъятие щупа из А540Н. Удаление масла чистой ветошью. Повторная установка и изъятие щупа.
- Оценка уровня, который не должен быть больше максимально допустимого. Если АКПП холодная, он должен быть в области Cool.
- Доливка рабочей жидкости до нужного уровня.
Оригинальное масло и аналоги
Завод-изготовитель рекомендует для А540Н применение масла Toyota Type T-4 с артикулом 08886-01705. Это синтетическая смазка с оптимальными характеристиками, обеспечивающая максимальный срок службы коробки-автомат.
При невозможности залить оригинал, допускается применение альтернативных аналогов:
- Petro-Canada MV Synthetic ATF, арт. DDMVATFC12 (1 л).
- Valvoline Maxlife ATF, арт. OIL391 (1 л).
- ESSO ATF LT 71141, арт. OIL1620 (1 л).
- MOBIL ATF 3309, арт. 152680 (1 л).
Toyota ATF Type T-IV
Petro-Canada MV Synthetic ATF, арт. DDMVATFC12
Valvoline Maxlife ATF
ESSO ATF LT 71141
Mobil ATF 3309
Все представленные масла имеют синтетическую или полусинтетическую основу, обеспечивают высокое качество смазки, имеют важные присадки и модификаторы.
Замена масла и фильтра
Замена смазки и фильтрующего элемента в А540Н проводится не реже, чем раз в 75 000 км. Работа выполняется по инструкции:
- Установка машины на ровной поверхности на яму или подъемник.
- Снятие пластиковой защиты и удаление ее в сторону.
- Выкручивание пробки для слива.
- Снятие поддона, который удерживается несколькими болтами.
- Очистка магнитов и поддона от загрязнений.
- Установка нового фильтра с уплотнителем.
- Обратный монтаж поддона с магнитами. Прокладку необходимо предварительно заменить.
- Протяжка болтов.
- Заливка трансмиссионной жидкости.
- Проверка уровня.
Как часто меняете смазку и фильтры в АКПП A540? Раз в 75000 км 14.81% Раз в 60 000 км 33.33% Чаще, чем 60 000 км пробега 51.85% Проголосовало: 27
Основные проблемы и неисправности коробок A540H/А540Е
Большой срок службы часто вводит в заблуждение, и автовладельцы перестают заботится об АКПП. В результате могут появляться проблемы, требующие ремонта и устранения неисправности самостоятельно или на СТО.
Ремонтные места и запчасти
К возможным проблемам коробок-автомат А540Н и Е стоит отнести:
Загрязнение масла и фильтра. Периодические проблемы с задней скоростью на коробках-автомат, выпущенных до 1991-го. Повреждение прокладок и сальников. Проблемы с задней передачей на полноприводной версии. Износ фрикциона гидравлического трансформатора и забивание соленоидов.
Остальные элементы АКПП А540Н и Е надежны. При правильной эксплуатации/обслуживании выхаживают не меньше 300 000 км.
Основные запчасти, которые могут потребоваться при ремонте А540Н:
- №340070 — сальники;
- №340034 — втулка насоса;
- №331300D — прокладка поддона;
- №331003D — комплект фрикционов;
- №331425 — соленоид ЛокАп;
- №331007D — фрикционы Мастеркит.
Запчасти АКПП А540Н/Е
Гидроблок и соленоиды
Коробка передач А540Н или Е предназначена для моторов с большим моментом, что обусловлено оптимизацией фрикционов и увеличением размера гидроблока. Последний имеет надежную конструкцию и редко выходит из строя. Вместе с ним работает четыре соленоида, которые также просты и надежны. При необходимости эти детали можно заменить.
Гидроблок и соленоиды
Масляный насос
Надежность масляного насоса зависит от своевременности замены и правильности выбора рабочей жидкости. При использовании оригинала и следования регламенту трудности в эксплуатации не возникают.
Если имеет место неправильная эксплуатация, чрезмерные нагрузки и загрязнение масла, насос может выйти из строя.
Масляный насос
Ремонт АКПП A540H/А540Е в автосервисе, стоимость работ
Для устранения неисправностей в коробке передач А540Н лучше обращаться на СТО. Плюсы такого шага в наличии современного оборудования и квалифицированных мастеров, гарантирующих качество работы.
Примерный алгоритм ремонта в автомастерской:
- Визуальный осмотр трансмиссии.
- Подключение авто к ПК/ноутбуку для считывания ошибок.
- Проведение тест-драйва на месте.
- Слив масла, демонтаж и открытие поддона.
- Выполнение дефектовки.
- Замена изношенных/поврежденных деталей после согласования с клиентом.
- Сбор и заливка новой трансмиссионной жидкости.
- Проверка коробки во всех режимах на факт посторонних звуков, четкости включения скоростей и т. д.
На все работы выдается гарантия. Стоимость услуг зависит от года выпуска авто, марки/модели, сложности ремонта, правильности обслуживания авто до обращения и типа применяемых запчастей.
Точная цена определяется после разборки А540Н и определения неисправностей.
Примерные цены обслуживания в сервисе приведены в таблице.
Операция | Стоимость, тыс. руб. |
Комплексная диагностика | от 1,5 |
Капитальный ремонт АКПП | от 20 |
Восстановление гидротрансформатора | от 5 |
Частичная замена жидкости | от 1,5 |
Ремонт автоматической коробки своими руками
Работы по ремонту А540Н рекомендуется проводить только в условиях СТО, где есть оборудование и необходимое ПО для диагностики. Самостоятельная работа требует опыта, наличия помощников и необходимой аппаратуры в гараже.
Единственное, что можно сделать самому, — частично заменить масло. Речь идет о сливе старой и заливке новой трансмиссионной жидкости.
Мануал
Подробную инструкцию по ремонту и обслуживанию АКПП А540Н и Е можно найти в мануале. Он доступен для изучения и скачивания здесь. Инструкция приведена на английском языке и требует перевода.
АКПП А540Н считается надежным, но требовательным механизмом. Потому владельцу авто с таким агрегатом следует внимательно следить за его работой, отказаться от агрессивной манеры езды, а также своевременно менять масло (самостоятельно или в сервисе).
В комментариях расскажите о личном опыте обслуживания и замены масла в трансмиссии А540Н/Е. Поделитесь навыками, секретами и сложностями, с которыми пришлось столкнуться. Сохраните страницу в закладки, чтобы всегда вернуться к инструкции и полезным ссылкам.