АКПП F4A22 впервые стала использоваться в 1988 г. на автомобилях марки Mitsubishi. Позднее доработанная коробка попала на машины концерна Hyundai-KIA, который был тесно связан с японским производителем. АКПП отличается простой и надежной конструкцией, но большие пробеги сказываются на состоянии основных узлов.
Обзор автоматической коробки передач F4A22
АКПП была создана на базе поколения KM170 и отличалась усовершенствованной конструкцией и дополнительной передачей переднего хода. Коробка ставилась на несколько десятков моделей автомобилей Mitsubishi, что привело к появлению множества модификаций. АКПП F4A22 являлась классическим гидромеханическим агрегатом с клапанным модулем, управляемым электроникой.
На основе F4A22 были созданы коробки для машин Hyundai-KIA. Например, распространены АКПП F4A21-2 или KM176/5 для Hyundai Lantra. Существовала модель F4A23 или KM177/8, которая ставилась на автомобили южнокорейского концерна, относящиеся к среднему классу (например, на Sonata).
Версии АКПП F4A22 для других производителей были рассчитаны на левое расположение рулевого управления.
АКПП F4A22
Устройство и принцип действия
Крутящий момент от двигателя поступал на гидротрансформатор АКПП F4A22, который был связан с масляным насосом. Переключение скоростей осуществлялось фрикционными пакетами и ленточными тормозами. Они управляли элементами планетарных редукторов.
В АКПП использовались датчики, стабилизирующие работу вместе с контроллером двигателя. В приводе полуосей ведущих колес устанавливался дифференциал.
Схема АКПП 4F22
Схема и технические характеристики
Компоновочная схема АКПП F4A22 – классическая для автоматических трансмиссий конца прошлого века. Алюминиевый картер оснащен съемным поддоном из стального листа, под которым расположен гидроблок с фильтром. На верхней части картера АКПП имеются точки крепления подушки, предусмотрена трубка с установленным щупом для контроля уровня масла.
Основные технические параметры АКПП F4A22MPF4:
- число скоростей – 4 переднего хода и 1 заднего;
- допустимый объем цилиндров двигателя – 2,0 л;
- максимальный передаваемый крутящий момент – 180 Н*м;
- емкость масляной системы (полная) – 6,3 л.
Существовало 2 разновидности планетарных редукторов, отличавшихся числом зубьев и габаритами. Коробка имела четвертую повышающую ступень, у большинства конкурентов эта скорость была прямой. Агрегаты отличались различными шестернями привода спидометра и дифференциала (соотношение зависело от типа двигателя и модели машины).
Передаточные числа АКПП F4A22 указаны в таблице.
Передача | I | II | III | IV | Реверс |
Соотношение вариант А | 2,846 | 1,581 | 1,000 | 0,685 | 2,176 |
Соотношение вариант B | 2,551 | 1,488 | 1,000 | 0,685 | 2,176 |
На какие авто ставилась коробка F4A22
Автоматические коробки F4A22 или модификации встречаются на:
- Mitsubishi Galant 7G и 6G (кузова Е5 и Е3 соответственно);
- Mitsubishi Mirage V, Lancer VI и VII поколений;
- Mitsubishi Colt, Eclipse, Expo, Laser, Summit Wagon, Talon;
- Mitsubishi Space Runner I поколения;
- Plymouth и Dodge Colt;
- Hyundai Lantra I и II поколений;
- Hyundai Sonata II и III поколений.
Plymouth
Mitsubishi Galant 7G
Hyundai Sonata
Техническое обслуживание
АКПП F4A22 требуют периодической замены масла и фильтра. Для увеличения ресурса обслуживание следует проводить ежегодно или через 10-15 тыс. км.
С завода в картер залито масло Mitsubishi ATF SP III (допуск Dexron III). Можно использовать как оригинальные расходные материалы, так и аналоги.
Mitsubishi ATF SP III
Замена ATF может производиться в гаражных условиях, но для выполнения работ понадобится помощник. Снятие и установка деталей осуществляются при помощи набора головок или гаечных ключей. Специальная оснастка или диагностический компьютер не требуются.
Старое масло сливают, снимают поддон и фильтр. После мойки крышку ставят на место, предварительно смонтировав новый картридж системы очистки. Затем в АКПП F4A22 заливают свежее масло в объеме, соответствующем количеству слитой жидкости.
Для удаления масла из радиатора снимают шланг обратки и запускают двигатель при нейтральном положении селектора. Жидкость сливают порционно, доливая свежую в коробку. После окончания процедуры шланг ставят на место, прогревают АКПП F4A22 и проверяют уровень по щупу.
Ремонт АКПП F4A22
Поскольку последние автомобили с АКПП F4A22 сошли с конвейера в 1998 г., то большинство коробок имеют пробеги свыше 300 тыс. км (расчетного ресурса основных узлов). Для ремонта следует приобрести набор сальников и прокладок, комплект фрикционов Friction Pack (с учетом года выпуска коробки).
На коробках с большими пробегами или при редкой замене масла выходит из строя насос, отмечаются случаи истирания тормозных лент. Гидротрансформатор ремонтируется в условиях сервиса, поскольку узел нуждается в точной балансировке.
Комплект фрикционов Friction Pack
Недостатки, поломки и проблемы
Основные проблемы АКПП F4A22, отмечаемые владельцами и сотрудниками сервисов:
Износ гидротрансформатора (встречаются модификации АКПП с блокировкой муфты и без). Загрязнение системы охлаждения продуктами износа. Выгорание фрикционных дисков, что приводит к попаданию пыли в масло и появлению запаха гари от жидкости. Толчки при переключении, вызванные падением давления масла из-за изношенных уплотнителей и втулок. Посторонний шум, возникающий при износе подшипников планетарных редукторов либо дифференциала. С какими трудностями при эксплуатации F4A22 вы столкнулись? Износ гидротрансформатора 18.75% Загрязнение радиатора 12.5% Выгорание фрикционных дисков 31.25% Износ подшипников 18.75% Другой вариант, поделюсь в комментариях 18.75% Проголосовало: 16
Поломки гидротрансформатора
Радиатор охлаждения АКПП
Этапы ремонта
Для разборки F4A22 необходимо:
- Снять АКПП с автомобиля, предварительно удалив масло.
- Вынуть муфту гидротрансформатора для ремонта в сервисе.
- Демонтировать навесные элементы, поддон и фильтр.
- Снять гидроблок для последующего осмотра и промывки.
- Отвернуть болты крепления крышки и снять ее, поочередно демонтировать планетарные редукторы с ленточными тормозами и фрикционными пакетами. При работе проверять последовательность действий, в противном случае можно повредить часть деталей (например, сломать разделительную шайбу между муфтами входного вала).
Самостоятельный ремонт F4A22 возможен при наличии навыков работы с АКПП и специального инструмента. Также необходимо изучить заводские мануалы, в которых указаны моменты затяжки болтов.
Без использования приспособлений или при нарушении алгоритма сборки сложно обеспечить нормальную работу и ресурс коробки. Лучше обратиться в сервис, который точно определит причину поломки и составит ведомость с указанием нужных запчастей.
Несмотря на почтенный возраст, АКПП серии F4A22 часто встречаются на подержанных автомобилях. Коробка отличается неприхотливостью, а при регулярном обслуживании легко выдерживает пробеги свыше 300 тыс. км. Большинство АКПП уже прошло процедуру восстановления, ресурс таких коробок зависит от качества работ и запасных частей.
Если у вас есть опыт вождения авто с данной АКПП, поделитесь своими отзывами о ее работе в комментариях. Сохраните статью в закладках, чтобы не потерять полезные инструкции.