Автоматическая коробка 4HP18 универсального типа была разработана компанией ZF во второй половине 80-х гг. прошлого века. Агрегат поставлялся нескольким автомобильным компаниям и использовался с двигателями объемом вплоть до 3 л.
Существовала отдельная модификация, использовавшаяся на седанах и универсалах Audi Quattro, оснащенных системой полного привода.
Технические характеристики коробки передач 4HP18
АКПП ZF 4HP18 оснащалась литым корпусом со съемной задней крышкой. Для передачи потока мощности стоял гидротрансформатор, одновременно использовавшийся для привода масляного насоса.
Для распределения потоков жидкости устанавливался гидромодуль с внешним блоком управления. АКПП не несла никаких оригинальных технических решений, но была проста и надежна.
Основные технические параметры АКПП 4HP18:
- количество скоростей – 4 переднего хода и реверс;
- максимальный рабочий объем двигателя – 3000 см³;
- допустимый крутящий момент на входе гидротрансформатора – 280 Н*м;
- емкость гидравлической системы (полная) – 7,9 л.
АКПП 4HP18
Устройство и принцип работы
В конструкции АКПП 4HP18 использованы планетарные ряды, остановка и соединение элементов редукторов производится фрикционными пакетами и тормозной лентой. Последняя дополнительно снижала ударные нагрузки, возможные при переключении скоростей.
Гидравлическая система оснащена фильтром. Для контроля уровня масла предусмотрен классический стержневой щуп. В стандартном режиме АКПП работает на 3 первых скоростях, четвертая включается принудительно (режим «овердрайв»).
Крутящий момент преобразуется планетарными редукторами и подается на дифференциал, связанный с приводными полуосями. Вариант для продольной установки передает поток мощности на карданный вал, связанный с редуктором задних колес.
На АКПП модели 4HP18 использовался клапан модуляции, изменявший давление в гидравлическом контуре в зависимости от положения дроссельной заслонки и давления во впускном коллекторе.
Проверка уровня и состояния масла в АКПП
Передаточные числа АКПП 4HP18
Передаточные соотношения АКПП модели 4HP18 приведены в таблице (значения не зависели от модели или рабочего объема двигателя). Но производители использовали главную пару с разным передаточным числом, что следует учитывать при покупке подержанной коробки.
Ступень | I | II | III | IV | Реверс |
Передаточное число | 2,317 | 1,264 | 0,898 | 0,667 | 2,589 |
Схема
Конструктивно АКПП модели 4HP18 не отличается от конкурентов. Валы коробки расположены горизонтально, в гидравлической системе предусмотрен теплообменник для охлаждения масла антифризом.
АКПП оснащена штампованным поддоном, упрощающим процедуру смены масла и очистки гидроблока от отложений.
Схема АКПП 4HP18
Модификации
Существовало несколько вариантов коробки, отличающихся расположением в моторном отсеке и схемой привода ведущих колес:
- 4HP18, предназначавшаяся для автомобилей с передним приводом и поперечным расположением двигателя (например, Alfa Romeo).
- 4HP18FLE, рассчитанная на установку на автомобили Audi и Porsche с продольным расположением силового агрегата и приводом на одну ось.
- 4HP18FLA, рассчитанная на установку на автомобили марки Audi с полным приводом.
- ZF4HP18FL, предназначавшаяся для продольной установки в моторные отсеки машин Dodge Monaco и Eagle Premier.
- ZF4HP18Q, поставлявшаяся на завод SAAB и рассчитанная на бензиновые двигатели с системой наддува.
Разница коробок FLE и FLA для моно- и полного привода
Разница коробок FLE и FLA для моно- и полного привода
Модификации для концерна VAG были постепенно вытеснены АКПП модели 01N, являвшейся собственной разработкой компании.
В линейку коробок 4HP18 входила конструктивно схожая модификация ZF4HP14, созданная для оснащения автомобилей Peugeot (а впоследствии попавшая на ряд моделей Daewoo). Близка по конструкции и ZF4HP20, широко использовавшаяся на легковых и коммерческих автомобилях.
Daewoo
На какие авто ставилась автоматическая коробка 4HP18
АКПП 4HP18 использовалась на:
- Audi 100 и А6 выпуска после 1991 г.;
- Alfa Romeo 164, Fiat Croma и SAAB 9000 выпуска после 1986 г.;
- Lancia Thema и Kappa выпуска с 1984 г. по 1998 г.;
- Citroen XM и Peugeot 605 выпуска после 1986 г.;
- Dodge Monaco и Eagle Premier, выпускавшихся после 1989 г.;
- Porsche 944 сборки после 1989 г.
Audi A6
Alfa Romeo 164
Lancia Thema
Dodge Monaco
Porsche 944
Плюсы и минусы (ресурс)
Преимущества АКПП серии 4HP18:высокая надежность;простота обслуживания и ремонта (возможно восстановление в гаражном сервисе);плавность переключения скоростей.Недостатки:постепенное исчезновение из продажи оригинальных запчастей;большой пробег экземпляров, встречающихся на вторичном рынке;малое число скоростей, не лучшим образом влияющее на динамику и расход топлива.
АКПП 4HP18 относится к агрегатам старой конструкторской школы и легко выдерживает пробег свыше 300 тыс. км без серьезных поломок. После восстановления коробка может пройти не менее 200-250 тыс. км.
На ресурс оказывает влияние режим эксплуатации и состояние масла (чем чище жидкость в картере, тем дольше проходит АКПП).
Порядок техобслуживания
АКПП 4HP18 требует периодической регулировки натяжения тормозной ленты (например, при появлении ударов или длительных пауз при переключении). Для настройки на картере имеется стопорная гайка со штифтом, расположенная около теплообменника.
Также необходимо регулярно менять масло и фильтр, который загрязняется пылью от фрикционных накладок и стружкой от изнашивающихся планетарных редукторов. Иногда может потребоваться корректировки длины троса системы кик-дауна и проверка стального сердечника троса на предмет перегибов.
Расположение гайки и штифта (7 и 8 соответственно)
Какое масло заливают
Для заправки гидравлической системы АКПП 4HP18 используется масло стандарта ATF Dexron III. Можно использовать жидкость любого бренда, соответствующую допуску.
Для обслуживания АКПП необходимо купить около 6 л масла. При полной замене на стенде требуется 9-10 л.
ENEOS Dexron ATF III
Castrol Transmax Dextron 3
Mannol Dexron III Automatic Plus
Проверка уровня и состояния масла
Для проверки уровня масла в АКПП 4HP18 используется щуп, распложенный на верхней плоскости картера и доступный из моторного отсека. Существуют модификации без щупа. В ней для проверки уровня используется переливная трубка под сливной пробкой.
Проверку проводят после поездки, позволяющей прогреть масло. Хорошая жидкость должна быть прозрачной, не допускаются механические примеси или запах гари.
АТФ с примесью грязи и металлической стружки
Замена трансмиссионного масла
Менять масло в коробке необходимо как можно чаще. Предлагаемый рядом источников интервал 70 тыс. км является ориентировочным, поскольку не учитывает условия работы АКПП.
Лучше производить частичную замену через 15-20 тыс. км или при обнаружении изменения цвета или появления неприятного запаха гари от масла.
Для проведения обслуживания АКПП 4HP18 необходимо:
- Загнать автомобиль на подъемник или заехать на смотровую яму в гараже.
- Снять с автомобиля экраны, закрывающие картеры двигателя и АКПП.
- Отвернуть пробку, слить масло, а затем закрутить заглушку на место.
- Демонтировать поддон (держится на болтах по периметру) для мойки внутренней части и магнита.
- Снять гидроблок и старый фильтр. Установить новый картридж и смонтировать гидравлическую плиту, а затем поддон с новой прокладкой.
- Отвернуть ревизионную пробку и заправить 3 л масла, после чего запустить двигатель.
- Прогреть масло в коробке до +30⁰…+40⁰ (для проверки необходим диагностический тестер), а затем отвернуть сливную пробку. Довести уровень до нормы при работающем моторе – момента появления капель из переливной трубки.
Основные поломки 4HP18
АКПП поколения 4HP18 являются достаточно надежными. Большинство поломок вызвано пробегами и нерегулярным обслуживанием. Но в конструкции есть и слабые места, что также необходимо учитывать при эксплуатации автомобиля.
Старые АКПП требуют периодической регулировки тормозной ленты, что продлевает срок службы коробки и повышает уровень комфорта при переключении. Иногда встречается разрушение токопроводящих лент от соленоидов к разъему, которые легко поменять при снятом поддоне.
Износ деталей на больших пробегах
Поскольку многие автомобили с АКПП серии 4HP18 имеют пробег от 300 тыс. км, то в коробках изнашиваются фрикционные пакеты. Возможно усталостное разрушение зубьев шестерен, выходят из строя подшипники качения и втулки.
Износ уплотнительных колец ведет к падению давления в гидравлике, да и сама плита требует ревизии. Все повреждения определяют в процессе разборки АКПП в рамках подготовки к капитальному ремонту.
Проблемы втулок, насоса и турбинного вала
Втулки насоса не являются большой проблемой. Износ возникает вследствие большого пробега и работы АКПП на грязном масле.
Иногда из-за вибрационных нагрузок повреждается насос, что приводит к падению давления в гидравлической системе. Турбинный вал гидротрансформатора надежен, но в случае частых агрессивных разгонов страдает втулка.
Маслонасос и втулка
Поломки гидротрансформатора
Слабость тормозной ленты и алюминиевого поршня
В конструкции АКПП серии 4HP18 используется тормозная лента, ширина которой 40 мм (на коробках выпуска после 1991 г. ширину довели до 50 мм, что увеличило надежность). Ее необходимо менять при каждой плановой переборке АКПП, а при появлении проблем при переключении скоростей – подтягивать.
К распространенным поломкам относят разрушение поршня управления тормозной лентой, который выполнен из алюминия.
Тормозная лента АКПП
Ремонт АКПП 4HP18 в СТО
Проведение ремонта АКПП 4HP18 в условиях сервиса позволяет восстановить работоспособность трансмиссии. Но из-за почтенного возраста коробок мастерские редко дают гарантию.
В таблице приведены средние цены на услуги сервисов (без учета затрат на запасные части). Стоимость ремонта стандартно зависит от пробега коробки и общего технического состояния АКПП.
Услуга | Стоимость, руб. |
Снятие и последующая установка АКПП | от 6000 |
Разборка и составление дефектной ведомости | от 16000 |
Переборка коробки и сборка | от 8000 |
Если АКПП не подлежит ремонту, то можно купить контрактный агрегат. На коробках присутствует дополнительный буквенный код (например, CRC, CRD, CRE или CDU), определяющий тип двигателя и передаточное число главной пары.
Ставить АКПП с одной маркировкой вместо другой не следует из-за риска неправильной работы гидроблока. Купленную коробку необходимо обслужить. Снятый поддон позволит оценить степень износа (например, большое количество стружки на магните указывает на необходимость скорого ремонта и этой АКПП).
Ремонт коробки своими руками
Для проведения работ потребуется заводской мануал, инструкция по ремонту и обслуживанию автомобиля. От владельца требуются навыки слесарных работ и знание устройства автоматических коробок передач.
Для разборки и сборки АКПП серии 4HP18 не понадобится специальный инструмент (за исключением динамометрического ключа).
Динамометрический ключ
Список запчастей для ремонта
Перечень деталей для восстановления АКПП серии 4HP18 определяет мастер на стадии разборки. Заранее можно купить комплекты фрикционных дисков (стальные пластины выходят из строя редко), тормозную ленту, комплект прокладок и сальников.
При ремонте может понадобиться установка нового входного вала, который подвержен абразивному износу.
Установка нового входного вала
Пошаговая инструкция
Общий алгоритм разборки АКПП серии 4HP18:
- Слить масло, снять поддон и гидроблок.
- Отвернуть болты крепления, отсоединить тросы переключения, жгут проводки, а затем снять АКПП с автомобиля.
- Демонтировать гидротрансформатор, который необходимо передать в сервис для диагностики и восстановления.
- Снять заднюю крышку и приступить к разборке коробки, руководствуясь заводским мануалом или иной инструкцией по ремонту.
Несмотря на то, что с момента выпуска последнего автомобиля с АКПП 4HP18 прошло почти 25 лет, коробка часто встречается на вторичном рынке. Агрегат отличается надежностью, а при регулярном обслуживании выдерживает пробеги свыше 400 тыс. км.
По современным меркам коробка является устаревшей – малое число передач снижает динамику, а отсутствие ручного режима переключения устроит не каждого водителя.
А вы считаете АКПП 4HP18 надежной? Да, считаю 83.33% Нет 5.56% Поделюсь мнением в комментариях 11.11% Проголосовало: 18
Сохраните материал в закладках, чтобы полезная информация всегда была под рукой.