+7 (925) 943-23-64

АКПП 09G: схема и ремонт, основные проблемы коробки

Как и любой другой механизм, АКПП нуждается в правильной эксплуатации, проведении автовладельцем регламентного и своевременного технического обслуживания. Сегодня на многих моделях Тойота, Сеат, Ауди, Шкода стоит трансмиссия 09G. Она считается достаточно надежной, способной прослужить не один год.

Но какие есть особенности конструктивного устройства, ухода, ремонта модели автоматической трансмиссии 09G от известного производителя Айсин?

Конструкция коробки и принцип работы АКПП 09G

АКПП 09G (по классификации Aisin обозначают TF 60SN) – механизм из 6 ступеней, разработанный японской компанией Айсин и ставший базовой моделью для марок автомобилей, производимых концерном VAG.

Модель разработали в 2003 году, одновременно с ней вышли также 09M и 09К с некоторыми отличиями в конструкции.

Конструктивно коробка состоит из 4 основных узлов:

  • гидротрансформатор;
  • гидроблок;
  • планетарная зубчатая передача;
  • пакет фрикционов и стальных дисков.

Работой механического и гидравлического оборудования управляет электронный блок, переключающий режимы коробки с изменением передаточного отношения, в зависимости от условий движения, интенсивности нагрузки.

АКПП 09G

Гидроблок

Гидроблок в коробке 09G – это стальная плита с каналами для циркуляции гидравлической жидкости. Давление масла создает маслонасос, нагнетающий его в системе по разработанной схеме, для управления механизмом при переключении передач.

АКПП 09G: схема и ремонт, основные проблемы коробки

Гидроблок в коробке 09G

Гидротрансформатор

Узел связывает двигатель с коробкой, передавая вращающий момент без непосредственной кинематической связи, за счет энергии давления масла, приводя в действие маслонасос.

При достижении определенного числа оборотов, происходит блокировка гидротрансформатора, переходящего в режим муфты. В таком положении вращающий момент передается без изменения передаточного отношения от мотора.

АКПП 09G: схема и ремонт, основные проблемы коробки

Гидротрансформатор

Фрикционы и стальные диски

Функция фрикционов и стальных дисков – передача вращающего момента, с учетом измененного передаточного отношения планетарной передачей. Эти детали работают посредством силы трения, при плотном сжатии дисков.

АКПП 09G: схема и ремонт, основные проблемы коробки

Фрикционы и стальные диски

Соленоиды на 09G и 09D

Соленоиды – это гидравлические клапаны, расположенные в гидроблоке. По команде, поданной электронным блоком управления, эти узлы перекрывают или изменяют диаметр прохода каналов, по которым циркулирует трансмиссионная жидкость, регулируя положение передач для переключения скоростей.

АКПП 09G: схема и ремонт, основные проблемы коробки

Соленоиды на 09G и 09D

Планетарная передача

Планетарная передача изменяет передаточное отношение механизма за счет смены позиций шестерен, входящих в зацепление. Это основной узел, отвечающий за переключение скоростей.

АКПП 09G: схема и ремонт, основные проблемы коробки

Планетарная передача

На какие авто устанавливались АКПП 09G

Коробка модели 09G (AG6 G3, 3GEN и пр.) по техническим характеристикам (предельное значение крутящего момента до 280 Нм) предназначена для установки на автомобили с объемом камер сгорания в двигателе от 1,4 до 2 литров. Производитель разработал модифицированные модели с целью адаптации для машин с моторами до 3,5 литров (TF 61SN и пр.).

Перечень марок и моделей, на которых устанавливали эту коробку, в таблице.

Марка авто Модель машины
Фольсксваген Пассат, Тигуан, Мультивен, Гольф V, Гетта, Пассат В6
Шкода Октавиа, Фабиа, Рапид
Сеат Леон, Толедо
Ауди А3, ТТ, А4
Тойота Камри

АКПП 09G: схема и ремонт, основные проблемы коробки

Volkswagen Passat

АКПП 09G: схема и ремонт, основные проблемы коробки

Volkswagen Tiguan

АКПП 09G: схема и ремонт, основные проблемы коробки

Škoda Octavia

АКПП 09G: схема и ремонт, основные проблемы коробки

SEAT Leon

АКПП 09G: схема и ремонт, основные проблемы коробки

Audi A3

АКПП 09G: схема и ремонт, основные проблемы коробки

Toyota Camry

Ресурс АКПП

Коробка надежна и ремонтопригодна, при условии соблюдения владельцем правильного режима езды и проведения регламентного технического обслуживания. Ресурс механизма – свыше 150 000 км пробега.

Периодичность техобслуживания АКПП 09G

Операции по техническому обслуживанию включают контроль уровня трансмиссионной жидкости, с добавлением или обновлением масла, замену фильтрующих элементов.

Проверка уровня и состояния масла

Коробка плохо переносит недостаток масла. Поэтому владельцу необходимо не реже чем через каждые 20 000 км пробега контролировать уровень трансмиссионной жидкости, проверять ее качество.

Алгоритм определения уровня масла:

  1. Машину устанавливают в горизонтальном положении.
  2. Селектор переводят в парковочную позицию.
  3. Запускают мотор на холостых оборотах.
  4. Отключают кондиционирующее и отопительное оборудование.
  5. Выкручивают пробку из поддона – при нормальном уровне жидкость должна слегка стекать (примерно одна капля в секунду).

Значение температуры масла для 09G (TF-60SN и других модификаций) на момент начала проверки должно быть не выше 30 градусов. Если этот показатель превышен, нужно заглушить мотор, чтобы охладить АКПП.

Замена жидкости в АКПП

Периодичность замены масла в АКПП 09G, если механизм снабжен дополнительным радиатором охлаждения, – не реже, чем через каждые 60 000 км пробега. При отсутствии данного элемента, срок сокращают на 20 000 км.

Необходимый объем масла при полной смене – 6 л. Оригинальный состав – жидкость ATF, соответствующая номерному допуску G05 502 5A2.

АКПП 09G: схема и ремонт, основные проблемы коробки

Жидкость ATF G05 502 5A2

Советы по эксплуатации автомобиля с АКПП 09G

Исправность коробки передач во многом зависит от эксплуатации механизма водителем. Автовладелец должен соблюдать условия мануала, разработанного изготовителем, чтобы избежать преждевременного износа деталей, для продления ресурса АКПП.

Правильное вождение

Эта модель автомата рассчитана на плавную езду, без резких ускорений и торможений. Умеренный режим вождения продлит срок службы механизма, избавив владельца от сложного и дорогостоящего ремонта.

Буксировка

В связи с особенностями конструктивного исполнения, эта модель коробки от Aisin плохо переносит буксировку. Но если авто внепланово вышло из строя, и без посторонней помощи не обойтись, при перевозке на гибкой сцепке селектор переводят в позицию «Нейтраль». Требуется соблюдение скорости в пределах 30 км/ч при длительности буксировки не более получаса.

Чтобы избежать возможного повреждения механизма, если до ближайшего автосервиса не удастся добраться в указанный срок, лучше воспользоваться услугами эвакуатора.

Типичные проблемы и поломки АКПП 09G

Эксплуатация автоматической трансмиссии 09G в модификациях KGV, MFZ, KPH, TF61SN и других исполнениях связана с вероятностью ряда характерных поломок, определяющих методику ремонта автомобиля.

Гидроблок

Выход из строя гидроблока – наиболее вероятная неисправность, которая может произойти через 60 000 км пробега. В ранних моделях, выпущенных в 2003-2004 годах, нередко выходили из строя клапаны. При большом пробеге изнашивались каналы в гидроплите.

После 2008 года изготовители стали оснащать механизм клапанами нового поколения, надежность которых превосходила предыдущие. Но для этих элементов характерна выработка не по головке, а в пальцах, перепускающих масло.

Планетарная передача

Износ отмечается на пределе ресурса механизма – после 150 000 км пробега. Вследствие износа втулок, на которых установлены шестерни, увеличивается зазор на сателлитах, с выработкой посадочного места под палец. Если эта деталь вылетит – она разрушит коробку.

Возможен выход из строя валов, ступицы, других элементов, и чем раньше владелец примет меры, тем дешевле обойдется восстановление.

Маслонасос

Отказывает относительно редко. Поломка маслонасоса происходит в связи с неисправностью гидроблока, приводящей к масляному голоданию. Как следствие – проворачивание втулки, повреждающей насос.

Гидротрансформатор

Наиболее вероятная неисправность в данном узле – выработка фрикционов, вызванная нарушением режима работы гидроблока, с недостатком масла. Это приводит к износу деталей, с отказом блокирования гидротрансформатора.

Износ фрикционов

Детали изнашиваются особенно интенсивно при агрессивной манере вождения водителя, с резкой и частой подачей газа. Это приводит к перегрузке втулок солнечной шестерни, с повышенной выработкой дисков К1, К2, К3 и К4.

Ремонт коробки 09G в автосервисе

При возникновении неисправностей, особенно обусловленных несоблюдением регламентного срока замены масла, могут ощущаться рывки и толчки при смене скоростного режима, появление резких стуков. Чаще такие «симптомы» появляются в момент перехода со второй скорости на третью, и с четвертой на пятую.

Подобные признаки свидетельствуют о неравномерной работе соленоидов, вследствие загрязнения жидкости продуктами износа.

В критических случаях возможен отказ механизма. Чтобы устранить проблему, коробку нужно срочно отправить в ремонт.

Диагностика

Чтобы определить масштабы ремонта, требуется детальная диагностика механизма. Необходимо знать показатели пробега авто, чтобы учесть это обстоятельство при проверке.

Для новых механизмов появление рывков в «горячем» состоянии обычно свидетельствует о проблемах с гидроблоком. Если аналогичные симптомы проявляются при большом пробеге, потребуется вскрытие редуктора, поскольку не исключен износ планетарных передач.

Определение объема работы и запчастей

Коробку нужно разобрать, изучив состояние деталей, для дефектовки и определения объема работ. При сильном износе узлов нужно покупать новые запчасти для замены.

Какие запчасти могут понадобиться

При подготовке к ремонту, с учетом результатов диагностики, от владельца потребуется покупка запчастей для АКПП 09G:

  • ремкомплект с сальниками и прокладками – от 10 000 руб.;
  • комплект фрикционов – от 14 700 руб.;
  • набор стальных дисков – от 11 300 руб.;
  • поршни с обрезиненным покрытием – от 16 000 руб.;
  • фильтр – от 1 100 руб.;
  • втулки на барабан (бронза или биметалл) – от 3500 руб.;
  • втулки на крышку насоса – от 570 руб.;
  • втулки на солнечную шестерню – от 900 руб.;
  • уплотнение поддона – от 600 руб.;
  • уплотнение теплообменника – от 4 000;
  • уплотнение масляного насоса – от 600 руб.;
  • набор соленоидов – от 46 000 руб.;
  • маслонасос – от 15 000 руб.;
  • барабан – от 30 000 руб.

При покупке поддона для модели 09G TF60SN и других, в комплектацию входит прокладка. Полный перечень запчастей зависит от характера повреждений.

Процесс ремонта

По результатам диагностики мастера демонтируют и разбирают коробку. Очищают поддон, промывают детали. Вместо изношенных устанавливают новые элементы. Выполняют замену уплотнений.

Сборка, установка и проверка

На завершающем этапе собранный механизм устанавливают на место. Заливают масло в объеме, предусмотренной руководством по эксплуатации от изготовителя, контролируя уровень жидкости. Коробку проверяют в работе.

Еще один вид необходимой проверки – компьютерная диагностика.

От чего зависит стоимость ремонта

Стоимость ремонта зависит от серьезности повреждений. При критическом износе узлов, ремонтные расходы сопоставимы с полной заменой коробки.

Цена капитального ремонта в автосервисе, без учета расходов на запчасти, составит от 15 000 руб. Механизм б/у (номера по каталогу 300034, 321361 и др.) стоит от 40 000 руб. За новую коробку придется заплатить от 60 000 руб. и дороже.

Часто задаваемые вопросы

Лучше изучить особенности эксплуатации и ремонта АКПП Aisin 09G поможет краткий обзор ответов на наиболее распространенные вопросы по теме.

Можно ли отремонтировать АКПП 09G своими руками

Владелец может отремонтировать коробку TF60 SN и других моделей с обозначением TFсамостоятельно, если располагает следующими возможностями:

условиями для выполнения работ – потребуется яма или подъемник, грузоподъемное приспособление для демонтажа механизма; набором запчастей и расходников; навыками и опытом, достаточным для данных операций.

При отсутствии любого из компонентов, лучше обратиться в специализированный автосервис. Еще одна причина обращения в сервисный центр – гарантия качества обслуживания, что исключает использование контрафактных материалов и запчастей, нарушения технологии ремонта.

Можно ли заливать при замене масло разных производителей

Владельцу необходимо знать, масло какого производителя залито в коробку 09G, поскольку можно доливать только эту же жидкость. Смешивание составов негативно отразиться на качестве смазки, даже если использовать средства с идентичными допусками, но произведенные разными компаниями.

Зачем производится замена масляных фильтров при смене жидкости

При эксплуатации 09G масляные фильтры забиваются продуктами износа. Это препятствует нормальной циркуляции жидкости. Поэтому при смене масла нужно устанавливать новые фильтрующие элементы.

Можно ли поставить дополнительный радиатор

Конструктивное исполнение коробки передач 09G предусматривает возможность установки дополнительного радиатора охлаждения. Эта мера позволит снизить температуру механизма. АКПП сможет выдерживать большие нагрузки.

Отзывы опытных автовладельцев

В завершение обзора, отзывы некоторых опытных автовладельцев об особенностях эксплуатации автоматической коробки Aisin 09G:

Валерия, Skoda Octavia: «На моей машине установлена АКПП 09G в модификации KGJ. После пробега в 55 000 км появились незначительные толчки. Обратилась в сервис для замены масла. Коробку промыли, залил новую жидкость. Симптомы исчезли».

Сергей, Volkswagen Passat: «У меня стоит коробка G09 в версии KGV. Я полностью соблюдал регламент обслуживания, регулярно меняя масло, но при пробеге после 150 000 механизм начал отказывать. Замена жидкости не помогла. Результаты диагностики по итогам разборки и дефектовки показали, что АКПП нужно менять полностью, поскольку расходы на запчасти превышают 50 000 руб. За 40 000 в автосервисе мне предложили восстановленную коробку б/у в хорошем состоянии. Решил, что замена выгоднее ремонта.»

Борис, Volkswagen Passat B6 с трансмиссией 09G (6А): «Полностью доволен работой АКПП 09G, хорошо адаптированной к мотору на моей машине, мощностью 160 л. с. Надежный механизм, особенно при правильной эксплуатации и уходе».

Петр, Skoda Octavia: «Мощность двигателя на моей машине 110 л. с. Данная модель автоматической КПП прекрасно подходит к этому агрегату. Замечания к работе отсутствуют».

Валерий, Volkswagen Golf: «Считаю АКПП 09G одной из наиболее надежных разработок, при условии правильного обслуживания».

Александр, Audi TT: «Доволен работой коробки передач. Регулярно меняю масло. При пробеге более 100 000 км, серьезных неисправностей не отмечалось».

АКПП 09G – надежный и проверенный механизм. Но для нормальной его работы необходимо соблюдать рекомендации изготовителя по ремонту и обслуживанию.

Как считаете, что лучше — 09G или механизмы других производителей? 09G 91.67% Выберу другую модель 8.33% Поделюсь мнением в комментариях 0% Проголосовало: 12

Сохраните полезный материал в закладках, чтобы он всегда был под рукой.

Отзывы о нас

Для предоставления услуг на самом высоком уровне наш веб-сайт использует файлы cookie. В любое время вы можете изменить настройки в браузере. Более подробную информацию вы найдете во вкладке Политика конфиденциальности.
Начните вводить текст, чтобы увидеть сообщения, которые вы ищете.

Записаться на ремонт

Нажимая кнопку «Записаться», вы даете согласие на обработку персональных данных